Императорский Поезд отправляется в Ставку

Поезд был построен в 1894-96 годах. Состав вагонов неоднократно менялся, старые вагоны менялись на новые, претерпевал изменения и интерьер.

Длина императорского вагона составляла 25,247 м, и покоился он на двух четырехосных тележках. Окрашен был снаружи в голубой цвет, а расположенные с обеих сторон окна венчались золочеными двуглавыми орлами. Потолок обтягивался белым атласом, стены — стеганым штофом малинового цвета. На столах стояли бронзовые часы, интерьер был украшен вазами севрского фарфора и бронзовыми канделябрами. Двери мозаичной работы открывались и закрывались совершенно бесшумно, а свежий воздух доставлялся по бронзовым вентиляционным трубам.
Впервые эти вагоны использовались в 1851 г. при подготовке к юбилею — 25-летию со дня коронации Николая I. Тогда придворные ведомства максимально задействовали мощности новой дороги для переброски в Москву различных грузов.


В 1902 году поезд состоял из десяти вагонов. Часть из них предназначалась для императорской семьи и свиты императора.
В Императорском вагоне. Николай II, императрица Александра Федоровна и цесаревич Алексей (весна 1916 года).

Другие вагоны занимал багаж, служащие и кухня. Позже был добавлен одиннадцатый вагон, используемый как церковь.
Цесаревич Алексей у императорского поезда, фото 1916 г

Вагоны поезда были окрашены в синий цвет, швы украшены позолотой. Все деревянный части были сделаны из индийского тика.

Панели, потолки, и мебель были выполнены из полированного дуба, ореха, белого и серого бука, клена и карельской березы.

Полы были покрыты линолеумом и коврами. Самыми комфортными были, естественно, вагоны семьи императора.

Там было все для приятного времяпрепровождения и плодотворной работы.

Между купе императора и императрицы находилась биметаллическая ванна (снаружи медь, внутри серебро).

Мебель в купе Николая II, сделанная из карельской березы и бука, была обита коричневой кожей.

На столе стоял бронзовый позолоченный набор письменных принадлежностей, состоящий из 12 предметов.

Освещалось купе позолоченными бра, на полу лежал мягкий ковер вишневого цвета.
Николай II

Отрывки из «Маршрута следования Его Императорского Величества ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА по городам средней и южной России, на Кавказ и в действующую армию (ноябрь-декабрь 1914)


23 августа 1915. Прибыл Император со свитой. Императорские поезда разместились в лесу севернее вокзала. Подписан приказ по армии о принятии Царем Верховного командования с 23 августа. Когда царь переехал в Ставку он занял особняк бывшего губернатора.
Кабинет царя в ставке

Зал приемов

Столовая

Спальня Николая

Кровати Николая и Алексея

Ставка в Могилеве. Маленькая комната для закусок.

Внутренний вид собора в Могилеве

Император Николай II с генералом Алексеевым в августе 1915 года

Император Николай II, великий князь Николай Николаевич, в группе офицеров штаба проходят по территории Ставки. Барановичи, 1915 г.

25 августа.Великий Князь Николай Николаевич отбыл со свитой из Могилева.
В Ставке. Могилев. Август 1915


Слева-генерал-майор Пустовойтенко, генерал-квартирмейстер штаба. Справа-начальник штаба, генерал от инфантерии Алексеев. Царская Ставка. 1915 год

22 сентября. Царь отбыл в Царское Село. 3 октября.Царь прибыл из Царского Села вместе с сыном Алексеем.

Особенно активно использовался царский состав после того, как Николай II в августе 1915 г. принял на себя обязанности Верховного главнокомандующего русской армией. В этом же поезде, в салон-вагоне, он подписал свое отречение 2 марта 1917 г.
После отречения Николая его поезда в течение полугода использовались министрами Временного
правительства. Вскоре после прихода к власти большевиков из императорских вагонов был сформирован знаменитый поезд председателя реввоенсовета Л. Д. Троцкого, который в полной мере воспользовался царскими удобствами.
Цесаревич Алексей возле императорского поезда

Николай II и цесаревич Алексей с группой офицеров в Ставке

11 октября .Царь отбыл на Юго-Западный фронт. 15 октября.Царь возвратился из поездки на фронт.Прибыла Императрица с дочерьми.
Императорская Семья в Ставке, октябрь 1915

Императрица Александра с дочерьми в Ставке

1 февраля 1916. Царь вернулся из Царского Села
В Ставке. 1916

5 мая.Прибыла Императрица с детьми.
Император Николай II с семьей на перроне вокзала во время прибытия в Ставку. Могилев. Май, 1916.


Николай II и цесаревич Алексей на берегу Днепра, Окрестности Могилёва. Фото 1916 г

Царь и Царица во время прогулки на катере по Днепру. Могилёв 1916 г

На берегу Днепра, фото 1916 г


Цесаревич в Ставке, 1916 год.

4 июля. 4-я терская сотня Конвоя отправилась на фронт.


3 августа. Императрица с детьми отбыла в Царское Село.
Николай II со свитой в Ставке в Могилёве

Могилев, фото 1916 г.

На вокзале города Могилева, фото 1916 г.

24 ноября. Царь отбыл в Царское Село.