ГУРЬЕВ ДМИТРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

ГУРЬЕВ Дмитрий Александрович (1751—30.09.1825), граф, министр финансов. Начал службу в Сенате; при образовании министерств в 1802 был благодаря связям с придворными лицами назначен товарищем первого русского министра финансов гр. Васильева и оставался в этой должности при сменившем его министре Голубцове, управляя в то же время Департаментом уделов. Став министром после увольнения Голубцова в 1810 благодаря своей близости с М. М. Сперанским, финансовые проекты которого Гурьев пытался проводить в первые годы своего правления, впоследствии от них отказался и перешел на сторону гр. А. А. Аракчеева, поддержавшего его в противоборстве по отношению к стороннику Сперанского гр. Н. С. Мордвинову, председателю Департамента экономии Государственного Совета.

Деятельность Гурьева протекала, особенно вначале, в условиях весьма тяжелых: состояние русских финансов, расстроенных еще ранее, ухудшилось по причине Отечественной и последующих войн с Наполеоном. Гурьев, правда, не злоупотреблял прежним излюбленным средством для покрытия дефицитов — выпуском ассигнаций, и даже пытался сократить количество с целью поднятия их курса, но в этом не преуспел. Заключенные для этой цели внешние займы на сумму более 400 млн, весьма невыгодно реализованные и потому, в сущности, высокопроцентные (более 6% действ.), повысили курс ассигнаций лишь на 2 коп. (с 25 до 27), сократив их численность всего на 48 млн руб., или 236 млн ассигнациями. С другой стороны, Гурьев старался установить равновесие между государственными расходами и доходами путем введения новых налогов и увеличения прежних, но без всякой системы, а потому эти меры вызывали только всеобщее недовольство и привели к падению Гурьева в 1823, когда от него отошел даже Аракчеев. Гурьев, к тому же, сумел убедить Александра I отказаться от идеи свободной торговли и перейти к протекционизму, что выразилось в усилении последнего в 1820-х, хотя ранее, согласно первоначальному плану Сперанского, при нем издан был сравнительно либеральный таможенный тариф (1818). К заслугам же Гурьева относится стремление поставить в не зависимое от государственного казначейства положение государственные кредитные учреждения, приблизив их к интересам торговли и промышленности. Но осуществить ему эту идею не удалось, и все было сведено лишь к замене учетных контор Государственного ассигнационного банка Государственным коммерческим банком с подчинением его Совету государственных кредитных установлений. Деятельность и этого преобразованного учреждения оказалась малоэффективной в коммерческом отношении и так же сильно зависимой от Министерства финансов и Главного казначейства, как и ранее. Для увеличения доходов в 1819 была введена винная монополия в 20 губерниях.

В записке «Об устройстве верховных правительств в России» (1815) пытался сочетать принцип разделения властей с незыблемостью самодержавия. При обсуждении вопроса об учреждении наместничеств во главе с генерал-губернаторами (выступал против предоставления им административной власти) предлагал ограничить их функции надзором. По приказу имп. Александра I готовил проекты решения крестьянского вопроса. В 1818—19 руководил работой Секретного комитета для подготовки проекта крестьянской реформы (в 1819 проект был создан, но не утвержден). Планировал переключить Государственный заемный банк с кредитования землевладения и государства на операции по кредитованию промышленников. В 1824 (по указанию императора) подготовил проект реформы, предусматривающий переход государственных крестьян от общинной формы землепользования к потомственно-семейной.