Тюмень на дореволюционных фотографиях. Часть 1

На Тюмень возлагалась защита русских и татарских поселений от набегов степных кочевников. Со временем Тюмень стала важным пунктом на торговом пуги в Среднюю Азию, Персию, Китай, основным центром кожевенной промышленности, ремесленного производства и земледелия.

В 1836 г. здесь был спущен на воду первый в Сибири пароход. Предполагалось дать ему название «Основатель», однако в последний момент для всего слова оказалось мало места. Поместилось только «0-С-Н-О-В-А,» Первый рейс «Основа» совершил в 1843 г. до Тобольска. Так начиналось судостроение и суходоство в Сибири.

В 1885 г. начала действовать железная дорога Екатеринбург-Тюмень, а в 1912 г. — железная дорога Тюмень-Омск.

К концу XIX века в городе было развито судостроение, лесная, рыбная, кожевенная промышленность, коврово-ткацкое производство, гужевой транспорт (ям). Население Тюмени достигло 30 тысяч человек и превзошло население губернского Тобольска. Тюмень оставалась «столицей деревень». Во время дождливой погоды улицы становились, непроезжими и сообщение между частями города нарушалось.