БЕЛЫЙ ЦАРЬ

БЕЛЫЙ ЦАРЬ, название, даваемое восточными народами турецкого и монгольского происхождения русским царям начиная с Ивана IV. З. фон Герберштейн полагал, что это название происходит оттого, что русские цари носили белый клобук, в противоположность персидским шахам, носившим красные колпаки и потому называемым «кизильбашами». Но объяснение это неточно. Вернее предположить, что название «Белый царь» было дано русским царям, как свободным, независимым, никому не платящим дань властелинам, согласно тому понятию, которое придавали слову «белый» восточные народы.

Николай II

Николай II

Герберштейн в «Rerum Moscovitarum commentarii» полагал, что это название происходит оттого, что русские цари носили белый клобук, в противоположность персидским шахам, носившим красные колпаки и потому называемым «кизил-башами». Но объяснение это является неубедительным. Вернее предположить, что название это дано русским царям, как свободным, независимым, государям, никому не платящим дань, согласно тому понятию, которое придавали слову «белый» восточные народы.

Образ «белого царя» является одним из сакральных образов русской народной духовной поэзии — в частности, он содержится в известном памятнике русской литературы «Голубиная книга»:

«У нас Белый царь — над царями царь.
Почему ж Белый царь над царями царь?
И он держит веру крещеную,
Веру крещеную, богомольную,
Стоит за веру христианскую,
За дом Пречистыя Богородицы,—
Потому Белый царь над царями царь…»

Согласно исследованиям Б. А. Успенского, первая фиксация названия «белый царь» как наименования московского государя в письменном источнике — в «Повести» Симеона Суздальца (1447-1448 гг.), где это словосочетание применено к Василию Тёмному. О нём говорится как о «благоверном и христолюбивом и благочестивом истинно православном великом князе Василии Василиевиче, белом царе всеа русии».