БАСМА (байса, найцза)

БАСМА (байса, найцза) пластинка, выдававшаяся великими монгольскими, ордынскими и другими ханами в 13-15 вв. как верительная грамота.

Басма

Басма

Первоначально под басмой понимали истукана, болвана, ханскую статую. Так понимал её Карамзин Н. М. Но такое понимание не согласовалось ни с исламом, ни с некоторыми историческими фактами и свидетельствами, каковы, напр., раздирание Иваном III басмы Ахмата в 1476, известие Герберштейна С. о поклонении басме, которое д.б. совершать русские великие князья, что было сходно и собычаем китайских императоров, посылающих свои портреты для поклонения народам, кочевавшим в теперешней Монголии, и др. Затем, выражение «басма лица ханова», встречающееся влетописях, показывает, что басма нечто иное, как портрет ханский. Наконец, мнение, что басма есть изображение, рисунок, доказывается и тем, что древние наши изделия, когда на них были оттиснуты изображения или фигуры, назывались «басемными» или «басменными», а самое изображение на них иногда басмою, напр. «евангелисты (оклады евангелий) выбиваны басмою», киот у иконы Владимирской Божьей Матери в XVII в. был «обложен серебром, оклад басменой». («Басменные», по преимуществу, были оклады книг, икон и крестов и гл.обр. золотые и серебряные). Вместо басмы для наименования ханского изображения наши предки употребляли и др. термин — «болван», который вряд ли не был даже употребительнее, по крайне мере в Москве, чем басма. Даже самое поклонение татарской басме называлось «болвановье», а место, где, по преданию, происходило болвановье и куда относится раздирание басмы Иоанном III, «Болвановкой», отчего и храм, построенный здесь, носит название Спаса на Болвановке. У татарских послов бамса была верительной грамотой (дефтерью), знаком власти.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс