Автомобили Русско-Балтийского вагонного завода 1913 г.

Русско-Балтийский завод — акционерное машиностроительное предприятие России. Первоначально завод располагался в Риге, а в ходе Первой мировой войны, осенью 1915, был эвакуирован в Тверь, Москву, Петроград. Специализировался на выпуске железнодорожных вагонов, сельскохозяйственных машин и автомобилей. В 1911 для освоения производства самолётов организована авиационная мастерская, которая в том же году была переведена в Петербург, а с 1912 стала Авиационным отделом РБВЗ (это новое предприятие было известно также под назв. Русско-Балтийский воздухоплавательный завод). В апреле 1912 главным конструктором самолётов на заводе был назначен И. И. Сикорский. В 1912—1913 был построен ряд одномоторных самолётов, в числе которых бипланы С-6Б и С-10 (победители конкурсов военных самолётов в 1912 и 1913), моноплан С-12, выпущенный небольшой серией, гидросамолёты-бипланы С-5а и С-10 «Гидро», принятые в небольшом кол-ве экземпляров Морским ведомством. С 1913 создаются многомоторные самолёты. Был построен биплан «Гранд» (известный также как «Большой Балтийский» и «Гранд-Балтийский»), оснащённый двумя спаренными установками двигателей по схеме «тандем». На первом этапе испытаний задействовались только 2 передних двигателя, а 2 других были как бы резервными, далее силовая установка стала использоваться полностью, а в конечном итоге двигатели установили на крыле в ряд (в этой, ставшей классической, компоновке самолёт получил название «Русский витязь»). К концу 1913 по такой же схеме был построен новый самолёт — «Илья Муромец» («ИМ»). В начале Первой мировой войны, в декабре 1914, была создана эскадра «ИМ» с техническим обслуживанием её силами завода. Формирование этого соединения тяжёлых самолётов, оснащённых бомбардировочным и стрелковым оборонительным вооружением, положило начало бомбардировочной авиации. В условиях военного времени завод (первоначально в Риге) освоил производство двигателей РБЗ-6 жидкостного охлаждения мощностью 110 кВт, которые устанавливались на некоторых сериях «ИМ». Для сопровождения бомбардировщиков в 1915 был создан двухместный самолёт РБВЗ С-16 — один из первых в классе самолётов-истребителей. Он был вооружён неподвижным пулемётом с синхронизатором стрельбы; иногда дополнительно устанавливался подвижный пулемёт для стрельбы назад. Максимальная скорость 120 км/ч, потолок 3500 м. С 1911 завод по заказам Военного ведомства строил самолёты французских марок («Ньюпоры», «Блерио», «Фарманы»), в то время как неплохо зарекомендовавшие себя разведчики и истребители РБВЗ были выпущены в крайне ограниченных количествах. В 1912—1917 заводом было выпущено 240 самолётов различных типов. После национализации РБВЗ вошёл в состав завода «Красный лётчик»