История фотографии. Степан Михайлович Вишневский

МАНТРА: ВСЕ КЛИКАБЕЛЬНО И ПОДПИСАНО
В Астрахани первый «светописный» кабинет был открыт в 1861 году Степаном Михайловичем Вишневским.
Астрахань
Степан Михайлович Вишневский открыл свою фотографию в 1861 году. С 1866 года его ателье располагалось на набережной Варвациевского канала в доме № 83 между Полицейским (ныне Варвациевским) и Пешеходным (Мечниковским) мостами.С.М. Вишневский был прекрасным портретистом. В местном музее хранится больше восьмидесяти фотографий мастера. Степан Михайлович стал родоначальником видового жанра в Астрахани.
Астрахань с юга . Ателье «Светопись Вишневского». — Начало 1870-х
17 мая 1872 года Вишневский берет узаконенное свидетельство на давно существующую фотографию.
Астраханский рейд 1890-е
С.М. Вишневский окончил Казанскую фельдшерскую школу, на службе состоял с 1853 года, в должности — с 1864 года, был женат, имел профессию дантиста. С.М. Вишневский имел чин сначала коллежского регистратора, позднее коллежского секретаря, был зубным врачом при больнице Приказа общественного призрения, попечителем при Совете Губернской больницы.
Варварциев канал в Астрахани . Ателье «Светопись Вишневского». — Начало 1870-х
На протяжении жизни он успешно совмещал стоматологическую и фотографическую практику, так как рецептура и технологии материалов для этих занятий имели много общего. Очевидно, на начальном этапе своей деятельности Степан Михайлович сам готовил фотореактивы, что снимало издержки и давало преимущество в конкурентной борьбе.
Вид Астрахани с Волги (Светопись Вишневского 1870)
С.М. Вишневский понимал, что четко выстроенная рекламная кампания — составная часть успеха в любом деле. Поэтому на протяжении всех сорока лет, что он владел фотографией, в различных газетах постоянно печатались его рекламные объявления: «Имею честь уведомить астраханское общество, что мною приглашен для фотографирования по современной методе лучший фотограф из Московской фотографии г. Дьяговченко, а также художник для исполнения художественных портретов в изящном виде, фантастических декораций при характерных костюмах»1. В этом объявлении речь идет об Иване Григорьевиче Дьяговченко — лучшем фотографе-портретисте Москвы. Дьяговченко занимался фотографией с 1858 по 1887 год. Участвовал во Всероссийской выставке 1872 года, где был удостоен серебряной медали. Стал «фотографом Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича и Императорских театров».
Заячья воложка близ Астрахани. 1890

К услугам мастера обращались известные русские писатели, поэты, художники.
Астрахань. Кран и пристань в порту. Ателье «Светопись Вишневского». — Начало 1870-х.
Ни один астраханский фотограф не уделял рекламе так много времени и внимания, как С.М. Вишневский. Иногда объявления были курьезны, так как объединяли обе профессии: «Искусственные зубы, пломбы, лучшие фотографические портреты и рамки можно получить по возвращении из Петербурга у зубного врача Вишневского»2. Но в основном это серьезные, всегда с новыми предложениями объявления. Степан Михайлович был хорошим врачом, старался применять передовые достижения в стоматологии: «Зубы на каучуке по новой методе, способствующие жеванию и выговору, вставляет зубной врач Вишневский»
Перекочевка калмыков.Ателье «Светопись Вишневского». — Начало 1870-х
Вишневский пристально следил за всеми новинками в фотографии и старался сразу же использовать их в своем ателье: «Фотограф Вишневский заявляет, что в его ателье производятся фотографические работы, астраханцам еще не известные, как-то: будуарные, променадные, американские и большие, в полную натуральную величину портреты, что можно видеть на выставке у его фотографии»4. Странные и малопонятные слова из этого объявления — названия паспарту для наклейки фотографий утвердившихся стандартных размеров. Так «будуарный» — 13,5 х 22,0 см, «променадный» — 10,5 х 21,0 см, «американский» — 8,5 х 16,5 см. Самыми популярными были форматы «кабинет» и «визит» — 11,0 х 17,0 см и 6,5 х 10,5 см соответственно, для которых выпускались фотоальбомы.
Астрахань. Успенский кафедральный собор.Ателье «Светопись Вишневского». — Начало 1870-х
Визитная фотографическая карточка — «визитка» была изобретена в 1858 году парижским фотографом Адольфом Дисдери, что немедленно вызвало небывалый спрос на фотографии этого очень удачного формата.
Астрахань. Шарапова коса. Ателье «Светопись Вишневского». — Начало 1870-х
Чтобы привлечь публику, действовала целая система скидок: «Удовлетворяя желание большинства публики иметь фотографии по доступным ценам, я назначаю карточки 3 рубля, «кабинетные» 6 рублей за дюжину, а также и на все крупные заказы цены будут дешевле». В ателье постоянно работал помощник-ретушер.
Борьба калмыков . Ателье «Светопись Вишневского». — Начало 1870-х
В начале 1867 года Астрахань деятельно готовилась к участию во Всероссийской этнографической выставке в Москве. «Наша губерния по своему разнохарактерному народонаселению больше других должна принять участие в выставке, которая особенно в России должна иметь важное значение, так как характеризует наше Отечество», — писал «Астраханский листок» 10 февраля 1867 года.
Верблюд и киргиз . Ателье «Светопись Вишневского». — Начало 1870-х
Управляющий государственными имуществами К.И. Костенков подготовил полную коллекцию калмыцкой национальной одежды, Я.А. Глотов — рисунки национальной одежды татар, а фотограф С.М. Вишневский — «Фотографический альбом видов и типов Астраханской губернии».
Калмыцкий хорул близ Астрахани. 1890.
С.М. Вишневский уделял большое внимание внешнему оформлению своих фотографий, он использовал пять фирменных бланков, которые заказывал в литографиях Одессы и Москвы. В ателье с удовольствием фотографировались горожане всех слоев населения.
Калмыцкое духовенство . Ателье «Светопись Вишневского». — Начало 1870-х
В 1899 году имя фотографа упоминается в печати в последний раз.
Калмычка . Ателье «Светопись Вишневского». — Начало 1870-х.
Киргизский хан с женой . Ателье «Светопись Вишневского». — Начало 1870-х.
Вдова Эльзен-цок. Калмыцкая княгиняАтелье «Светопись Вишневского». — Начало 1870-х.
Пляска калмычек . Ателье «Светопись Вишневского». — Начало 1870-х.
Кибитки бедных семейных калмыков . Ателье «Светопись Вишневского». — Начало 1870-х