Пьянство в русской деревне

М. Салтыков-Щедрин

https://sotel.su аренда стойки в датацентре дата центр аренда стоек в датацентре.

Когда существовало крепостное право, мужички наши совсем не знали праздников. Барщина и различные другие требования делали то, что свободного времени оставалось у них чрезвычайно мало, и потому работать в праздник грехом не считалось. Понятно, что как скоро получилась возможность управляться дома с большею свобо­дою, то и праздник стал соблюдаться строже. Сверх того мужички наши, когда были крепостными, совсем ни об чем не думали, а ду­мал за них помещик; теперь же завелись у них свои мужицкие дела, которые и решаются преимущественно в праздник. Решаются они по большей части таким образом: соберутся мужики на сходку (обыкновенно поближе к вывеске, если таковая есть, или к какому-нибудь отставному солдатику, который держит вино про себя, но с удовольствием ссужает им за деньги и своих односельцев) и ждут, не провинится ли кто-нибудь. Заведут этаким тонким манером речь об запасной магазее и ожидают. Не обзовет ли кто-нибудь хлебного смотрителя вором. Разумеется, на миру не без желчных людей; сей­час же выищется такой, который не вытерпит и скажет: «Да ведь Егор Антипьев известный вор!» Не успеет он это вымолвить, как его тут же сграбастают и в питейный дом: ставь четверку или полведра, тогда простим, а не поставишь — засудим! И ставит желчный чело­век, и благо ему, если он сам тут же не напьется, ибо в противном случае он непременно обругает мир чертями, жидами и кровопив­цами, — ну, тогда и опять ставь четверку или полведра. Не знаю, правда ли, но сказывали мне, что бывают такие бедные макары, ко­торые почти каждый праздник подобной операции подвергаются, и что в то же время выискиваются такие смышленые люди, которые рта не разожмут на сходке и все поджидают, все поджидают, не про­винится ли кто-нибудь. И бывают эти смышленые люди каждый праздник отлично пьяны на чужой счет и потом целый день слоня­ются по деревне и все ругаются: и ворами, и чертями, и кровопив­цами — это ничего, это можно, потому что не на сходке.

В деревне. 1863 // Собр. соч. в 20 т. М., 1941. Т. 6. С. 447-448.