Богословский

Духовные школы

Духовные школы

М. Богословский С конца XVII в. кое-где по епархиям просвещенные архиереи, преимущественно из малороссиян, по собст­венному почину и на свои средства заводили и содер­жали школы. Таковы были: школа в Ростове, основанная в 1702 г. митрополитом Дмитрием Ростовским, училище в Смоленске, Рязани, Казани: в особенности обширно и хорошо была обстроена школа в Новгороде, основанная митрополитом Иовом,(…)

Навигацкая школа в Москве

Навигацкая школа в Москве

М. Богословский В 1700 г. в Москве на Сухаревой башне была открыта Навигацкая школа. Во главе ее был поставлен вывезен­ный Петром в Россию из Англии профессор Фарварсон, который обучал в школе в сотрудничестве с двумя ан­гличанами. В школу было предписано набирать детей всех сословий от 12 до 17 лет, но затем, так как охотников поступать(…)

Пленные шведы в российских школах

Пленные шведы в российских школах

М. Богословский Вспоминая школьное дело при Петре, не следует за­бывать ту небольшую, может быть, по размерам, но все-таки заметную просветительную роль, которую сыграли невольно попавшие тогда в наше отечество иноземцы — пленные шведы […]. Занесенные по глухим углам Рос­сии, коротая печальные дни плена и приискивая себе заработок, эти шведы пускали в ход те знания, какие(…)

Убыль населения в эпоху Петра I

Убыль населения в эпоху Петра I

М. Богословский Предполагая значительное увеличение народонаселе­ния, правительство в 1710 г. предприняло новую подвор­ную перепись, от которой ожидало значительного при­роста податных единиц-дворов. Но, к удивлению, перепись дала противоположные результаты: в северных и средних губерниях, тогда наиболее населенных, не толь­ко не обнаружилось прибыли населения, но оказалась значительная убыль: […] почти на 1/5 меньше. По от­дельным местностям процент(…)

Школы при Петре I

Школы при Петре I

М. Богословский Почти в каждом провинциальном городе оказалось две школы: светская и духовная. Сеть духовных школ оказалась крепче и прочнее сети школ светских. Духов­ные школы не прекращали своего существования, из них возникли позднейшие епархиальные духовные се­минарии. Цифирные школы стали пустеть, и в 1727 г. в них уже считалось всего 500 учеников. Они потом закрывались или(…)