Пыпин

Бегство учеников при Петре I

Бегство учеников при Петре I

А. Пыпин В учебном деле был и другой великий недостаток — бегство из школы самих учеников. Некоторые защитники старой Руси утверждали, что причиной бегства было то, что школа XVIII века — и та, которую заводил Петр, и та, какую в церковном ведомстве устраивали киевские ученые, — не отвечала «русскому народному характеру». Это возражение могло бы(…)

Бытовое влияние татарского ига

Бытовое влияние татарского ига

А. Пыпин Татарское иго было столь продолжительно и в первой его половине столь упорно и тягостно, что не могло не отразиться так или иначе не только на направлении собы­тий, но и на самом характере русской жизни. Так думал Карамзин; Соловьев, обративший свои наблюдения в осо­бенности на внутреннее развитие государственного по­рядка, отвергал здесь всякое влияние татарского(…)

Взгляд иностранцев на народ старой России

Взгляд иностранцев на народ старой России

А. Пыпин Понятно, что по уровню русской образованности, по грубости понятий и нравов, иностранцы могли смотреть на них свысока; но не следует выводить из этого, что таков только и был их взгляд на народ старой России. Напротив, читая лучших иностранных писателей XVI— XVIIвеков, легко видеть, что они далеки от недоброже­лательства и высокомерия: в самых осуждениях(…)

Влияние татар на русскую культуру

Влияние татар на русскую культуру

А. Пыпин […] князьям приходилось делать многое «неволею та­тарскою»; татары продолжали учинять «землю пусту» и т.д. Князья со страхом ссылались на «норов татарский»; пугались, что надо «отвечать в орде». Рассказав об одном татарском нашествии (в 1283), Лаврентьевская летопись замечает: «И бяше видети дело стыдно и велми страшно, и хлеб в уста не идяшеть от страха».(…)

Значение христианства на русскую литературу в эпоху Древней Руси

Значение христианства на русскую литературу в эпоху Древней Руси

А. Пыпин Составив громадный переворот во внутренней жизни народа, христианство возымело господствующее значе­ние и в международных отношениях Руси. С христианст­вом древняя Русь вступала раз навсегда в мир европей­ских народов, в движение европейской цивилизации, ос­новою которого, выделяющей Европу от всех остальных народов, было христианство. Русский народ вступал в на­следие христианского предания и литературы, которые — в(…)

Ловкий шахматный ход Ивана Грозного

Ловкий шахматный ход Ивана Грозного

А. Пыпин Никто из московских государей прежнего времени не выступал на всенародную сцену, как Иван Грозный, никто так не искал театральности и эффекта; ни у кого государст­венное дело не облекалось в такие выдумки, как удаление в Александровскую слободу, послания к московскому наро­ду, монашеское переодевание и т.п.; одной из таких выду­мок была опричнина, и новейшие историки(…)

Новый путь народно-поэтиче­ского общения в эпоху XII-XIII веков

Новый путь народно-поэтиче­ского общения в эпоху XII-XIII веков

А. Пыпин […] еще в то время, когда восточная орда была в своем полном могуществе, между победителями и побежденны­ми возникают известные мирные отношения. […] В этих условиях, и притом не только в мирных сноше­ниях, какие начинались, но и среди враждебных столкно­вений, возникало известное взаимодействие: как сами та­тары, в пору их побед и господства принимали христиан­ство,(…)

О природе трудностей в осуществлении образовательных реформ Петра I

О природе трудностей в осуществлении образовательных реформ Петра I

А. Пыпин Нет сомнения, что деятельность Петра была бы шире и цельнее, если бы он нашел более подготовленную по­чву и людей, — теперь многое надо было начинать имен­но с азбуки, в том числе ему самому: преобразование по необходимости становилось разбросанным и поспеш­ным. Его собственная природа была такова, что его не­удержимая энергия бралась за все вдруг:(…)

Образование за границей при Петре Первом с точки зрения общественной психологии

Образование за границей при Петре Первом с точки зрения общественной психологии

А. Пыпин Эти первые путешествия очень любопытны в смысле общественной психологии. Путешественники были на самом перепутье от старой России к новой. Дома ре­форма Петра еще только начиналась и не успела по­действовать настолько, чтобы путешественники могли быть приготовлены к тому зрелищу, которое ожидало их в Европе. Они явились туда во многих отношениях людьми старого века: все(…)

Основные отличия периода Древней Руси

Основные отличия периода Древней Руси

А. Пыпин С утверждением княжеской столицы на юге, Киев, без сомнения, еще до Рюриковичей значительный город, стал центром торговых сношений с югом и западом и исходным пунктом воинственных подвигов, рассказ о которых бы­вал в самой южной летописи народно-поэтическим сказа­нием. Народная жизнь еще не была стеснена княжескою властью и сохраняла общинную свободу и вече. Близость Византии,(…)

Петр Первый — великий русский человек

Петр Первый — великий русский человек

А. Пыпин Чем больше исторические исследования раскрывают личность и деятельность Петра, тем больше он является чисто русским человеком. Это — не предатель русской народности, а именно великий ее представитель, его ре­формы — не произведения личного произвола деспота, хотя укреплявшего государство, но попиравшего нравст­венное достоинство народности; напротив, это — созда­ние самой народности, искавшей выхода к просвещению(…)

Подготовительная пора эпохи русского просвещения

Подготовительная пора эпохи русского просвещения

А. Пыпин […] это был характер всей эпохи, когда, стремясь к европейскому просвещению, не умели примирить сво­боды с грубыми инстинктами старины, просвещения с предрассудком и когда даже в среде людей более об­разованных идеи нового просвещения не могли быть усвоены прочно в их быстром наплыве, так как к ним еще не могла приготовить школа и их(…)

Сила новорожденной русской литературы

Сила новорожденной русской литературы

А. Пыпин […] литература в состоянии была сделать много пло­дотворного. Торжественная ода, при всей фальшивой высокопарности, могла пробуждать национальное созна­ние; сатира могла указать осязательные недостатки рус­ской жизни, когда, например, восставала против крепо­стного, права, традиционного невежества, продажного суда, грубых нравов; псевдоклассическая драма, хотя подражательная и ходульная, могла содействовать нрав­ственному воспитанию общества изображением высоких характеров, благородных страстей(…)