Кавелин

Влияние российского мировоззрения на развитие нравственной личности

Влияние российского мировоззрения на развитие нравственной личности

К. Кавелин К какому периоду истории рода человеческого мы бы ни обрати­лись, везде и всегда господствующие мировоззрения, строй убеждений, течение мыслей отвечали живым потребностям вре­мени. <…> Одни мы точно составляем изъятие из общего правила. Требования времени настоятельно толкают нас на развитие нрав­ственной личности, самостоятельной и самодеятельной, — этой основы не только гражданского и общественного, но(…)

Значение церкви в жизни россиян в эпоху Российской империи

Значение церкви в жизни россиян в эпоху Российской империи

К. Кавелин Наша церковь по внутреннему своему влечению никогда не бы­ла ни фанатической, ни завоевательной; она никогда не насиловала совести, не сеяла вражды в семействах, не ссорила правительств с народом, не прокрадывалась под светской одеждой в гражданский быт, чтобы отравлять во имя веры взаимные отношения людей. Наша церковь предоставляет каждому думать и верить как он(…)

К. Кавелин об общечеловеческих идеалах

К. Кавелин об общечеловеческих идеалах

К. Кавелин <…> Общечеловеческие идеалы могут быть только продуктом само­деятельности народного гения, результатом народной жизни, <…> их нельзя переносить и пересаживать из одной страны в другую. <…> Наш национальный характер еще не сложился и не обозна­чился в ясно определенных чертах; только жизнь и самодеятель­ность вырабатывают характер и особенности и лица, и народности; но мы до(…)

Константин Кавелин. Злобы дня

Константин Кавелин. Злобы дня

К. Кавелин <…> Что же мы видим вокруг себя? Пустоту, уныние или апа­тию, крайнюю близорукость, недомыслие и нескончаемые пре­рекания различных направлений, вертящиеся на мелочах и при­правленные взаимными недостойнейшими укоризнами и запо-дозриваниями, представляющими всех мыслящих людей в Рос­сии каким-то отребьем рода человеческого, каждую мысль — ка­ким-то злоумышлением против отечества и драгоценнейших благ жизни. Что может быть(…)

Лень, недобросовестность, пьянство — главные качества деревенских рабочих

Лень, недобросовестность, пьянство — главные качества деревенских рабочих

К. Кавелин Из всех неблагоприятных условий деревенского хозяйства, которых немало, самое печальное и, к сожалению, самое безнадежное к скорому поправлению — это рабочая сила, которою мы располагаем. Рабочие у нас, как, вероятно, и везде в России, очень дороги и из рук вон плохи как в нравственном, так и в техническом отношении. <…> О лени, недобросовестности,(…)

Наш умственный строй

Наш умственный строй

К. Кавелин Мы вечно фантазируем, вечно отдаемся первой случайной прихо­ти, меняя их беспрестанно. <…> Как прихоть, мысль и носилась у нас свободно над действительностью, нигде и ни за что не зацепля­ясь, ни в чем не встречая преграды, как ветер на наших необозри­мых равнинах. Не будучи прикована к нашим ежедневным нуждам, трудам и заботам, не имея(…)

Освобождение крестьян в России

Освобождение крестьян в России

К. Кавелин Почти безусловная зависимость одного лица от другого в сфере гражданской есть всегда, без исключения, источник необузданного произвола и притеснений, с одной стороны, и раболепства, лжи и обмана — с другой. Насилие и хитрость соответствуют друг другу и потому всегда идут рядом, поддерживая и развивая себя взаимно. Конечно, люди мыслящие, одаренные благородным сердцем, вос­питавшие(…)

Петр Первый любил Россию по идеалу

Петр Первый любил Россию по идеалу

К. Кавелин В отрицательном взгляде Петра Великого на старинный быт и нравы иные подозревают нелюбовь его к России. Но такой упрек относится к разряду тех странных, удивительных недоразумений, которыми преисполнены наши суждения об этой эпохе. Петр любил Россию по идеалу, который о ней составил, различал в ней ту, какою ее застал, от той, какою желал(…)