Европейские нравы XII и XIII века
Н. Хлебников
Другою чертою XII века была любовь к чувственным удовольствиям, в форме пиров и в отношении женщин. Природа человека вообще чувственна, и нужно большое умственное и нравственное развитие общества, чтобы подавить эту естественную слабость и дать лучшее направление страстям человека. Тем с большей яростью она выступает в варварский век, когда чувственные удовольствия были, за исключением охоты, почти единственным удовольствием человека. Христианство, без сомнения, в этом отношении оказало едва ли не величайшую услугу человеку, но и оно было бессильно против этой слабости
[…] Юрий Владимирович, «хотя имел, — говорит летопись, — княгиню, достойную любви, и любил ее, но при всем этом многих жен подданных часто посещал и с ними более веселился, чем с княгинею. Он проводил с любовницами целые ночи, за вином и с музыкой, чем многие бояре оскорблялись, а молодые, следуя более своему уму, чем наставлению старших, подражали ему советом и делом». […]
«Когда разгоряченная толпа, выводя Игоря из монастыря, хотела его убить, он просил себе священника, чтобы исповедаться, на что толпа отвечала: «Когда вы с братом Всеволодом жен и дочерей наших брали на постели и домы грабили, тогда попа не спрашивали, и ныне поп не нужен»». Летописец делает такую характеристику Всеволода: «Всеволод был мудр в советах и судах, потому что если кого хотел, того мог и обвинить и оправдать. Он имел много наложниц и более занимался ими, чем делами, вот почему его правление было тягостно киевлянам, и когда он умер, то кроме наложниц никто о нем не жалел». […]
Европейские нравы XII и XIII века также отличались чрезвычайной распущенностью. Можно сказать более: другие нравы были бы невероятны, судя по той степени цивилизации, на которой тогда стояло русское общество. Общественные нравы так же подчиняются общим законам развития цивилизации, как и другие стороны общественной жизни. Нравственность в семейной жизни есть не следствие простоты, но одна из величайших побед цивилизации. Все варварские общества отличаются дикой чувственностью и цинизмом нравов. Очищение нравов идет рядом с развитием образованности, дающей человеку много новых наслаждений, невозможных в варварском обществе. Если даже и с образованностью черты грубого разврата никогда не исчезают, но зато в массе общество делается нравственнее.
Общество и государство в домонгольский период русской истории. СПб., 1872. С.376-380.
Миниатюра: Всеволод Ярославич