Подневольное положение женщины в домонгольский период русской истории

Н. Хлебников

Одна из дурных сторон язычества вообще, за немно­гими исключениями, заключается в том презрительном отношении, которое оно имеет к женщинам. Женщина у русских славян никогда не является служительницею бо­жеств, но в ней, как кажется, воплотилась мрачная силаприроды. Недаром волхвы считали женщину виновницей засухи и мора, а люди охотно верили им. Недаром в позднейшее время Данило Затонник считает злую жену купницей бесовской; жена, говорит он, злее льва из четвероногих и лютее змеи из ползущих; народная фан­тазия преимущественно ведьмам, т.е. женщинам, придает идею связи с дьяволом. По свидетельству мухамеданских писателей, жены сожигались с мужьями, чтобы идти с ними в рай. Так, Массуди пишет: «Когда умирает мужчина, то сожигают жену его живую; если умирает женщина, то мужа не сожигают, а если умирает холо­стой, то его женят на невесте. Женщины их желают своего сожжения, для того, чтобы войти с ними в рай». Эта охота, это удовольствие, которое выражали женщи­ны, очевидно показывает, что они сами были лишены рая, как и рабы, а могли войти в него лишь как слуги, для утешения господ. Низкое, подневольное положение женщины объясняет тот факт, что их судьбой распоря­жались произвольно, на общей сходке рода племени, как это видно из народных песен.

Общество и государство в домонгольский период русской истории. СПб., 1872. С. 55-56.

Миниатюра: К.Маковский. «Селедочница»