ПУТЬ ИЗ ВАРЯГ В ГРЕКИ

ПУТЬ ИЗ ВАРЯГ В ГРЕКИ — древний водный торговый путь из Балтийского в Черное м., по которому в 9-12 вв. шла торговля Руси и стран Северной Европы с Византией. Проложен от Балтийского м. по р. Нева, Ладожскому оз., р. Волхов, оз. Ильмень, р. Ловать, волоком до р. Западная Двина, волоком до р. Днепр и далее в Черное м. На этом пути находились крупнейшие города: Новгород Великий, Смоленск, Киев и др.

Территория коми была расположена на великом речном пути, связывающую Северную Европу с Северной Азией, известную с глубокой древности. Путь этот на Югру (через Урал, который назывался «Камень»), начиная от Устюга, шел вверх и по притоку Вычегды Выми поднимался до волока, соединявшего верховья Выми с рекой Ухтой, притоком Ижмы, впадающей в Печору. Далее, правым притоком Печоры — Усой и ее притоком Собью можно было подойти к верховьям другой Соби, впадающей в Обь. Этот путь долгое время был основной артерией, по которой происходили все сношения с Северным Зауральем.

Путь из варяг в греки

Путь из варяг в греки

На юго-западе Коми край исторически и географически был тесно связан с Устюгом, а оттуда с Сухоной и районом Белоозера, из которого по реке Вытегре открывался путь к Онежскому озеру и далее кЛадожскому озеру и к Балтийскому морю, а по реке Шексне — путь на Волгу.

С падением Великого Новгорода (1478) печорский путь в Зауралье тоже оказался в руках Москвы, которая торопилась воспользоваться им, чтобы подчинить зауральскую Югру. Исходным пунктом военных экспедиций, снаряжаемых Москвой за Урал, был Устюг и тесно связанный с ним Коми край.
В 1483 г. произведен был большой поход на пелымского князя Асыку «да и в Югру на Обь великую реку». Под начальством великокняжеских воевод шли, кроме устюжан и вологжан, вычегжане, вымичи, сысоличи, пермяки. Разбив Асыку на реке Пелым, ратные люди по реке Тавде проехали в Сибирскую землю и дальше спустились «воюючи» вниз по Иртышу в Обь и «воевали» князей югорских. Военное поражение заставило князей югорских пойти на заключение мира с Москвою. В 1484 г. вымские князьяПетр и Федор заключили с ними мир «под владычним городом Усть-Вымским».

Древний Чрезкаменный путь в Сибирь в связи с появлением более удобных дорог через Урал в начале XVIII в. был официально закрыт, но местные жители еще продолжали им пользоваться.
В 1806 г. на Урале работала экспедиция полковника Попова, намеревавшаяся проложить канал между Обью и Печорой. Но выяснилось, что трасса канала оказалась спроектирована очень неудачно, намного выше уровня обеих рек, и работы были прерваны. Через несколько лет ведомство водных коммуникаций принялось разрабатывать проект Румянцевского канала, и снова безуспешно. Идею о соединении Печоры и Оби надолго забросили.
В 1850 г. за проект Обско-Печорского канала взялся видный русский металлург П.П.Амосов, однако и его начинание не имело каких-либо значительных последствий.
Позднее, уже в 50-70-х г. XIX в. над возможностью соединения притоков Печоры и Оби путем строительства канала через Урал задумывался известный исследователь Печорского края П.И.Крузенштерн. Определенную помощь оказал ему в этом ижемец И.Артеев, нарисовавший карту истоков рек и указавший наиболее удобное для постройки канала место в верховьях Усы.