Отечественная война 1812 г. в картинах русских художников

События Отечественной войны 1812 года оказали воздействие на развитие русской художественной культуры и послужили предвестником появления в России национальной батальной школы, которой до этого не существовало. Художников, писавших картины об Отечественной войне, за отсутствием постоянной поддержки правительственных кругов, было не так много, и работали они часто на свой страх и риск. Сцены сражений, изображение солдат воюющих армий — это выражение не только патриотизма, но и гордости за военную мощь русского народа. Это фундамент, опираясь на который, мы формируем свое видение и отношение к той эпохе. Ведь живопись является наглядным примером военных действий, подвигов и т.д. В духовном плане батальная живопись о 1812 годе сконцентрировала в себе патриотические идеи, питавшие российское общество в течение XIX — начала XX вв. и способствовавшие становлению русской нации. Тематическая направленность произведений живописи о 1812 годе ориентирована на военно-историческое раскрытие темы, что стало следствием проникновения народничества в изобразительное искусство. Передвижничество, посредством батальных полотен, сделало тему Отечественной войны широкодоступной и включило достижения русских баталистов в мировое изобразительное искусство и культуру.

Живописцы академической школы больше внимания уделяли военному мундиру, прическам, манере владения оружием, правилам воинского этикета, приемам боя, способам кавалерийской посадки и породам лошадей. Подобная направленность убедительно проявилась в картинах В.В. Верещагина из серии «Наполеон I в России 1812 года». Очень важно то, что в лице этого живописца тема Двенадцатого года и русская батальная школа получили всемирное признание, чему способствовал и передвижной характер его художественных выставок. Примеру Верещагина последовали многие баталисты А.Д. Кившенко, Ф.А.Чирка, И.Ф.Прянишников, В.В.Мазуровский, Н.С.Самокиш и др. Не всем авторам полотен удавалось с документальной точностью и полно показать эпопею 1812 года, потому, что отдельные художники уделяли главное внимание эмоционально — психологической стороне в ущерб военно-исторической и технике рисунка. Ведь каждый хотел показать свое отношение к данному событию, забывая о фактах. В это время мастера батальной живописи рассматривали Отечественную войну не только как столкновение между регулярными армиями, но и действия партизанских отрядов, бытовой стороны войны.