Подневольное положение женщины в домонгольский период русской истории
Н. Хлебников
Одна из дурных сторон язычества вообще, за немногими исключениями, заключается в том презрительном отношении, которое оно имеет к женщинам. Женщина у русских славян никогда не является служительницею божеств, но в ней, как кажется, воплотилась мрачная силаприроды. Недаром волхвы считали женщину виновницей засухи и мора, а люди охотно верили им. Недаром в позднейшее время Данило Затонник считает злую жену купницей бесовской; жена, говорит он, злее льва из четвероногих и лютее змеи из ползущих; народная фантазия преимущественно ведьмам, т.е. женщинам, придает идею связи с дьяволом. По свидетельству мухамеданских писателей, жены сожигались с мужьями, чтобы идти с ними в рай. Так, Массуди пишет: «Когда умирает мужчина, то сожигают жену его живую; если умирает женщина, то мужа не сожигают, а если умирает холостой, то его женят на невесте. Женщины их желают своего сожжения, для того, чтобы войти с ними в рай». Эта охота, это удовольствие, которое выражали женщины, очевидно показывает, что они сами были лишены рая, как и рабы, а могли войти в него лишь как слуги, для утешения господ. Низкое, подневольное положение женщины объясняет тот факт, что их судьбой распоряжались произвольно, на общей сходке рода племени, как это видно из народных песен.
Общество и государство в домонгольский период русской истории. СПб., 1872. С. 55-56.
Миниатюра: К.Маковский. «Селедочница»