Образованность в годы правления Екатерины Второй
В. Ключевский
Что могло быть заимствовано, внесено французским влиянием в наше общество? Благодаря ему мы видим в нашем обществе екатерининского времени ужасный наплыв общих идей и стереотипных затверженных чувств. То, чем на Западе люди пользовались, чтобы разграничить практически существующие отношения, то у нас затверживалось в высших кругах как хорошее слово, удобная формула, которая может быть приятной заменой пустого разговора экспромтом. Этот наплыв общих идей и стереотипных чувств как украшение ума и светского общежития и составляет характерную черту в жизни высшего русского общества того времени.
[…] Отсюда любопытная черта образованного человека екатерининской эпохи: в его голове необыкновенная масса общих идей, но он совсем не размышляет, и ум его переполнен готовыми понятиями, зачем же в таком случае и размышлять о них; не размышляя, он совсем не понимает того, что его окружает. Это — любопытная патологическая черта, отличающая екатерининских людей. […]. В екатерининском образованном человеке было два яруса: ярус идей и ярус поступков; наверху, в своем умственном бельэтаже, он был высокообразованным европейцем, а когда спускался в нижний этаж, он оправдывал острое слово одного француза: «Поскоблите русского, и перед вами явится татарин». Черствость гражданского и нравственного чувства — печальное явление, с которым всюду встречается изучающий общественные нравы того времени.
Почувствовав отвращение к родной действительности, русский образованный ум должен был почувствовать себя одиноким в мире: у него не стало почвы […] Есть и печальные образчики […].
В первом ряду надо поставить княгиню Дашкову. Это очень характерная представительница русского образованного общества того времени. Она еще в детстве зачитывалась Вольтером, Бейлем и др., зачитывалась до головокружения, до нервного расстройства; потом, как известно, за свое знакомство с французской философией она даже была посажена на президентское кресло в Академии наук. Когда она разошлась с Екатериной и удалилась в частную жизнь, она стала нелюдимой и, поселившись в Москве, редко с кем виделась, еще реже с кем разговаривала и ничем не интересовалась. Чтобы наполнить свой досуг, она — президент Академии наук — приручила к себе несколько домашних крыс, которые составляли все ее общество. Смерть детей ее трогала мало, но судьба ее крыс делала ее тревожной на целые дни. Только высокообразованные люди екатерининского времени могли начать Вольтером и кончить ручными крысами.
Гораздо печальнее другой представитель екатерининского вольнодумства. Это был богатый помещик Николай Еремеевич Струйский. […]. Он был высокообразованный юрист и устроил у себя в деревне настоящий, правильно организованный по-европейски суд над крестьянами. Мужика ставили в кабинете барина, сам барин произносил обвинительные акты и защитительные речи по всем правилам западной юриспруденции, только эпилог этих судебных заседаний был в чисто русском вкусе: обвиненного крестьянина он пытал по-древнерусскому, для чего имелся у него в подполье огромный арсенал орудий пытки. Это был отвратительнейший цвет русско-французской цивилизации XVIII столетия.
Словом, у нас никогда не было такого цивилизованного варварства, какое царило во второй половине XVIII века.
Курс русской истории. В 5 ч. М., 1937. Ч. 5. С. 194, 197, 200-202.