О нравах монастырей времен Петра I
С. Князьков
К XVIII в. монастыри решительно утратили то высокое культурное значение, с которым они выступили на историческую сцену; теперь далеким воспоминанием стала прежняя просветительная деятельность монастырей, сохранившая на Руси грамотность, начатки просвещения, поддерживавшая лучшие идеалы веры; в область преданий отошла и их плодотворная колонизационная деятельность, превратившая в возделанные поля пустыню, населившая безлюдные пространства, воздвигнувшая города там, где прежде красовались лесные дебри; давно миновало и то время, когда множество народа шло в монастырь не для покоя телесного, а на подвиг во имя лучших идеалов человечества, как они тогда понимались. В монастыри конца XVII и начала XVIII в. идут люди не в поисках душевного спасения, сюда теперь стремится всякий сброд, бегущий от труда, ищущий дарового хлеба, привольной жизни; за сплошной массой этих «тунеядцев», по выражению Петра, становятся не видны единичные подвижники — живой укор грустному настоящему, светлое воспоминание далекого прошлого. «Богослужение, молитва, послушание, подвиги и воздержание, — говорит историк церковной жизни тех времен, — уступили в монастырях первенствующее место пьянству, безначалию, разнузданности, страсти к наживе. Забыв свои обязанности и обеты, а может быть, по невежеству, и не зная их, монахи в бесстрашии пьянствовали, проводили жизнь во всяком бесчинии, своеволии, «беспутно волочились», ходили по кабакам, производили «многую вражду и мятеж»». Ростовский преосвященный Георгий Дашков в письме царю Петру с отчаянием сообщает, что в его епархии «чернецы спились и заворовались». В погоне за наживой монахи не стеснялись никакими средствами: венчали браки, чего нельзя им делать по уставу, давали деньги в рост под лихвенные проценты, заводили торговые предприятия, монастырская казна расхищалась самым бесцеремонным образом. Хроника тех времен переполнена случаями ужасающими и возмущающими душу; тогдашнему монаху ничего не стоит вымогать деньги с насилием, тогдашний архимандрит не стесняется бить плетью заподозренных им в краже служек и пытать их, забивая им под ногти деревянные спицы; другой архимандрит избивает чуть не до смерти посланных к нему от архиерея, которому он был подчинен; поссорившись же со своими монахами, созывает монастырских крестьян и кричит им: «Бейте монахов, они вас разорили!» В Москве, в Успенском соборе, дьяконы во время богослужения кидают воском в служащих обедню священников.
[…] Все дошедшие до нас свидетельства говорят о сильном падении нравственности и религиозности в России петровских времен.Очерки из истории Петра Великого и его времени. М., 1909. С. 447-449.