О священниках времен Петра I

С. Князьков

Небрежное отношение к себе и своему сану отража­лось даже на внешнем виде священников тех времен. Такой священник мало напоминал своим видом священ­ника наших дней. По словам современника, «священни­ки ходили в гнусных многошвейных одеждах, в белых некрашеных сукнах, коротких, с узкими рукавами и в лаптях. Иной такой пресвитер возложит на ся одежду златотканную (церковное облачение), а на ногах лапти во всякой грязи обваленные, а кафтан нижний весь гну­сен»… Неважно и поведение. Еще в XVII в. жаловались на безместных священников, кучками сидевших у Спас­ских ворот в Москве и на Варварке, что они «бесчинства чинят всякие, меж себя бранятся и укоризны чинят ска­редные и смехотворные, а иные меж себя играют и в кулачки бьются»… То же было и при Петре; по крайней мере, изданный им духовный регламент, указав на «не­стерпимое бесстудие» в поведении духовенства, предпи­сывает епископам смотреть, чтобы священнослужители хранили на себе благообразие, одежду бы имели хоть и убогую, но чистую и единой черной, а не иной краски, не ходили бы простовласы, не ложились бы спать по улицам, не пили бы по кабакам, «ибо таковыя неблаго­образия показуют их быти ярыжными»…

Грубость нравов низшего духовенства производит, по описаниям современников, по сохранившимся делам и расследованиям, предпринятым правительством, удручающее впечатление. В духовенстве особенно «укорени­лась сатанинская злоба безмерного хмельного упивания» с той мелкой и хвастливой «силой и храбростию к пи­тию», — по свидетельству тогдашнего высшего духовно­го начальства, — которая составляет единственную ду­шевную отраду измельчавшего, спившегося, ни на какой душевный подъем больше неспособного присяжного «питуха» из царева кабака. Драки в алтаре из-за молеб­на, т.е. из-за денег за молебен, побои семейных, не ис­ключая и родного отца, подлоги и плутовство всякого рода — вот в какой рамке рисуется обычный образ па­стыря и учителя петровских времен. […] Уважения к сану, который так недостойно носили священники, было мало — то и дело приходится наталкиваться в актах того времени на дела о священниках, которых сильные люди «беспощадно отогнали от церкви Божией», били, увечили…

Очерки из истории Петра Великого и его вре­мени. М, 1909. С. 446-447.