Петр объявил себя Главою Церкви
Н. Карамзин
Петр объявил себя Главою Церкви, уничтожив Патриаршество как опасное для Самодержавия неограниченного. Но заметим, что наше Духовенство никогда не противоборствовало мирской власти, ни Княжеской, ни Царской: служило ей полезным орудием в делах Государственных и совестью в ее случайных уклонениях от добродетели. Первосвятители имели у нас одно право — вещать истину Государям, не действовать, не мятежничать, — право благословенное не только для народа, но и для Монарха, коего счастие состоит в справедливости. Со времен Петровых упало духовенство в России. Первосвятители наши уже только были угодниками Царей и на кафедрах языком Библейским произносили им слова похвальные. Для похвал мы имеем стихотворцев и придворных, — главная обязанность Духовенства есть учить народ добродетели, а чтобы сии наставления были тем действительнее, надобно уважать оное. Если Государь председательствует там, где заседают главные сановники Церкви; если он судит их или награждает мирскими почестями и выгодами, то Церковь подчиняется мирской власти и теряет свой характер священный; усердие к ней слабеет, а с ним и вера, а с ослаблением веры Государь лишается способа владеть сердцами народа в случаях чрезвычайных, где нужно все забыть, все оставить для Отечества и где Пастырь душ может обещать в награду один венец мученический.
Записки о древней и новой России. СПб., 1914. С. 29-30.