Нравственный уровень духовенства в XIX веке
П. Милюков
«Если бы мы были в состоянии наглядно представить все ненормальные явления в жизни духовенства XVIII века, — говорит И. Знаменский, — то, вероятно, многие в настоящее время сочли бы это изображение действительности пасквилем на духовенство XVIII века и не поверили бы ему».
Ту же самую печальную оговорку приходится повторить и относительно нравственного уровня духовенства в XIX веке. Когда в 60-х годах правительство сочло нужным выяснить, отчего растет раскол и сектантство, и обратилось с вопросом об этом к губернаторам, оно получило от нескольких из них самое неутешительное описание нравов провинциального духовенства. Так, архангельский губернатор СП. Гагарин, отвечал: «Духовенство наше необразованно, грубо, необеспеченно и в то же время происхождением своим и образом жизни резко выделяется от народа, не оказывая на него ни малейшего влияния». <…> Гагарин ссылался при этом на более раннее донесение нижегородского губернатора, писавшего: «Может ли народ смотреть на духовенство с уважением, может ли не увлекаться в раскол, когда то и дело слышно, как один священник, исповедуя умирающего, похитил у него из-под подушки деньги, как другого народ вытащил из непотребного дома, как третий окрестил собаку, как четвертого во время богослужения дьякон вытащил за волосы из церковных дверей? Может ли народ уважать священников, которые не выходят из кабака, пишут кляузные просьбы, дерутся крестом, бранятся скверными словами в алтаре? <…>
С своей стороны, пермский губернатор Струве отвечает, что раскол «находит себе силу в крайней недостаточности нравственного влияния духовенства на народ, в его нередко соблазнительной по своей распущенности для народа жизни, в его одностороннем, безжизненном и схоластическом направлении. <…> Что касается частной жизни духовенства, она «полна не только корыстных, материальных стремлений, но нередко представляет печальные примеры беспробудного пьянства, резко бьющего в глаза простому народу, между тем как характер деятельности и успех пропаганды главных коноводов раскола обусловливается прежде всего только трезвостью и граждански честной их жизнью».
По отношению к составу епископата, — верхам церкви, — известен рассказ, что К.П. Победоносцев хранил у себя папку с уголовными делами, в которых они были замешаны, и, похлопывая по ней, говаривал: «Вот где у меня епископы: всех их я держу здесь» (сообщение Б. Суворина в «Возрождении», 1927, VI, № 678).
Очерки по истории русской культуры. В 3 т. Париж, 1931. Т. 2, ч.1. С. 171-173.