Культурное влияние церкви и религии в исторической жизни русского народа

П. Милюков

Культурное влияние церкви и религии было, безусловно, преобладающим в исторической жизни русского народа. Таково оно всегда бывает у всех народов, находящихся на одинаковой ступени разви­тия. Однако же было и сохранилось мнение — очень распростра­ненное, — по которому преобладающее влияние церкви считалось специальной национальной особенностью именно русского наро­да. Из этой особенности одни выводили затем все достоинства рус­ской жизни, тогда как другие склонны были этим объяснять ее не­достатки.

<…> Оба противоположные взгляда <…> сходятся в одном: в признании за известной вероисповедной формой, самой по себе, огромного культурного значения. Не будем разбирать этого взгляда по существу; но, как бы мы ни отнеслись к нему, несомненно одно. Самый высокий, самый совершенный религиозный принцип, что­бы оказать все возможное для него влияние на жизнь, должен быть воспринят этой жизнью более или менее полно и сознательно. Между тем уже сами славянофилы, в лице одного из самых умных своих представителей — и наиболее компетентного в богословских вопросах — Хомякова, признали, что представлять себе Древнюю Русь истинно христианской — значит сильно идеализировать рус­ское прошлое. Древняя Русь восприняла, по справедливому мне­нию Хомякова, только внешнюю форму, обряд, а не дух и сущность христианской религии. Уже по одному этому вера не могла оказать ни такого благодетельного, ни такого задерживающего влияния на развитие русской народности, как думали славянофилы и Чаадаев. В наше время взгляд Хомякова сделался общепринятым: его можно встретить в любом учебнике церковной истории.

Итак, считать русскую народность, без дальних справок, истин­но христианской, значило бы сильно преувеличивать степень усво­ения русскими истинного христианства. Точно таким же преувели­чением влияния религии было бы и обвинение ее в русской отста­лости. Для этой отсталости были другие, органические причины, действие которых распространялось и на самую религию. Религия не только не могла создать русского психического склада, но, на­против, она сама пострадала от элементарности этого склада.

Очерки по истории русской культуры. В 3 т. Париж, 1931. Т. 2, ч. 1.С. 10-11.