БОРИСОГЛЕБСКИЙ МОНАСТЫРЬ
БОРИСОГЛЕБСКИЙ МОНАСТЫРЬ, мужской, основан в 1363 близ Ростова Великого на берегу р. Устье монахами Федором (первый игумен монастыря) и Павлом при содействии Сергия Радонежского. Пользовался покровительством ростовских, затем московских великих князей и царей. В период Смутного времени получил известность как место подвижничества старца Иринарха (1547-1616), за благословением к которому приезжали К. М. Минин, Д. И. Пожарский, М. В. Скопин-Шуйский.
Монастырь возник в XIV века. Первые его постройки были деревянными и не сохранились. Каменное строительство началось в XVI веке. Борисоглебский монастырь возник как форпост на подступах к Ростову. Опоясанный мощными стенами, с грозными боевыми башнями, он представляет собой красочное зрелище. Ещё бы! Стены, протяжённостью 1,5 км, высотой до 12 м, и толщиной — 3 м; снабжены 15 башнями.
Нарядные ворота со Сретенской церковью были возведены в 1680 г. Этот храм отличают изящество и стройность, которое подчёркнуто широкими лопатками, делящими фасад на две, а не на три общепринятые части. Завершён храм лёгким пятиглавием. Наружный декор дополняет широкий аркатурный пояс и пышные наличники окон. Очень наряден узор, покрывающий галерею церкви и сами ворота. По бокам ворот стоят высокие, в богатом убранстве башни. С декоративными верхними бойницами и каменным кружевом они дополняют живописную композицию церкви и въездных ворот.
Сергиевская церковь над южными воротами сооружена в 1554 г. и частично перестроена в XVII в. В постройке органично сочетается простота XVI в. с нарядным декоративным оформлением XVII в.
Это особенно ярко выражено с наружной стороны. По бокам церкви стоят крепостные башни с навесными бойницами, бойницами для верхнего, среднего и подошвенного боя. Весь архитектурный комплекс ворот, церкви и башен свидетельствует о высоком мастерстве зодчих. Сергиевская церковь является прототипом надвратных церквей XVII в.
Самый древний монастырский памятник — собор Бориса и Глеба, сооружённый в 1522—1524 гг. зодчим Григорием Борисовым. Собор невысок. Куб основания здания венчает одна глава. Алтарные апсиды его украшены гранями, а порталы — резными арками, которые суживаются в глубину — подчёркивают толщу стен. Позднейшие пристройки и переделки исказили древнее сооружение. Надстроен барабан, прежний шлемовидный купол заменён луковичным с так называемым перехватом, что нарушило прежний строгий облик собора. Растёсаны щелевидные окна, пристроены в прошлом веке паперть и западный придел.
Отдельно стоящая звонница (1680 г.) — композиционный центр ансамбля. Изящное, вытянутое вверх здание, завершённое трёхглавием, выстроено очевидно ростовскими мастерами. Высокие тонкие барабаны подчёркивают вертикальную направленность здания. Примыкающее нарядное крыльцо схоже с крыльцом Благовещенской церкви. Несколько тяжёлое, стоящее на массивных столпах, оно усиливает впечатление лёгкости основного объёма.
Церковь Благовещения (1524—1526 гг.), что рядом с собором также выстроена зодчим Борисовым. К ней примыкает трапезная и корпус настоятельских палат. Наружный декор церкви и трапезной предельно прост, исключение составляет парадное крыльцо трапезной, пристроенное в конце XVII века.