Соловьев

Отношения мужа к жене и родителей к детям в древ­нем русском обществе

Отношения мужа к жене и родителей к детям в древ­нем русском обществе

C.Соловьев […] отношения мужа к жене и родителей к детям в древ­нем русском обществе не отличались особенною мягкостью. Человек, не вышедший из родовой опеки, становился мужем, т.е. с ним соединяли существо, незнакомое ему прежде, с которым он прежде не привык встречаться как с существом свободным. Молодой человек после венца впервые встре­чался с существом слабым, робким,(…)

Перемены в русской жизни в царствование Елизаветы Петровны

Перемены в русской жизни в царствование Елизаветы Петровны

С. Соловьев Царствование, занимающее последнее десятилетие первой половины XVIII века и первое десятилетие вто­рой половины, царствование Елисаветы представляет за­метную перемену во внутренней жизни русского обще­ства. Употребляя общепринятое выражение, историк имеет право сказать, что нравы смягчаются, к человеку начинают относиться с большим уважением и умствен­ные интересы начинают находить более доступа в об­ществе, которое начинает чувствовать потребность(…)

Петр I и взяточничество

Петр I и взяточничество

С. Соловьев Петр хорошо знал, что одною из главных причин скудости казны была закоренелая болезнь русского об­щества, воспитанного на кормлении. Тщетно преобразо­ватель выставил понятие о государстве, о бескорыстном служении ему, тщетно толковал о пользе всенародной; русский человек в продолжение многих веков привык смотреть на службу как на средство кормления, и века должны были пройти прежде,(…)

Петр Первый сострадал России

Петр Первый сострадал России

В. Соловьев Петр Великий действительно любил Россию, т.е. со­страдал ее действительным нуждам и бедствиям, про­исходившим от невежества и дикости. Против этих дей­ствительных нужд и бедствий он обратился к действи­тельным средствам — европейской цивилизации. Он не стал ждать, чтобы помощь явилась сама собою, чтобы Россия, погрязавшая в невежестве, раздираемая ожесто­ченной усобицей из-за сугубой аллилуйя, вдруг сама(…)

Предание об Ольгиной мести

Предание об Ольгиной мести

С. Соловьев Предание об Ольгиной мести […] драгоценно для исто­рика, потому что отражает в себе господствующие поня­тия времени, поставлявшие месть за убийство близкого человека священною обязанностию; видно, что и во вре­мена составления летописи эти понятия не потеряли своей силы. При тогдашней неразвитости общественных отно­шений месть за родича была подвигом по преимуществу: вот почему рассказ о(…)

Предписание архиерея Платона Малиновского о воскресном духовном преподавании

Предписание архиерея Платона Малиновского о воскресном духовном преподавании

С. Соловьев В 1753 году в Москве появилось предписание тамош­него архиерея Платона Малиновского, которое может дать нам понятие об образованности учителей народной нравственности, об образованности духовенства. […] Ар­хиерей требует, чтоб священники по воскресеньям и праздникам непременно преподавали прихожанам по букварю и по особо изданной тетрадке сущность хри­стианского учения, грозя в противном случае отрешени­ем от мест.(…)

Привязанность сла­вянских женщин к мужьям

Привязанность сла­вянских женщин к мужьям

С. Соловьев Многоженство у всех племен славянских есть явление несомненное; наш летописец говорит о восточных славя­нах, что они брали по две и по три жены; обычай многоженства сохранялся и долго после введения христианства. Что касается положения славянской женщины, то девушки, как видно, пользовались полною свободою: летописец го­ворит, что они сходились с молодыми людьми чужих родов(…)

Причины огру­бения нравов русских людей периода XII-XV столетий

Причины огру­бения нравов русских людей периода XII-XV столетий

А. Соловьев Что касается нравственного состояния вообще на Руси в описываемое время, то мы уже заметили и в предыду­щем периоде, что чем далее на восток, тем нравы стано­вятся жестче. Понятно, что удаление славянских пересе­ленцев в пустыни Северо-Восточной Европы, удаление от других народов христианских, стоявших с ними на одина­ковой степени гражданственности, и вступление в посто­янное сообщество(…)

Проблемы граждан­ского развития древнего русского человека

Проблемы граждан­ского развития древнего русского человека

С. Соловьев […] два обстоятельства вредно действовали на граждан­ское развитие древнего русского человека: отсутствие об­разования, выпускавшее его ребенком к общественной деятельности, и продолжительная родовая опека, держав­шая его в положении несовершеннолетнего, опека, необ­ходимая, впрочем, потому что, во-первых, он был дейст­вительно несовершеннолетен, а, во-вторых, общество не могло дать ему нравственной опеки. Но легко понять, что продолжительная опека(…)

Простота нравов славянских народов в начале XII столетия

Простота нравов славянских народов в начале XII столетия

С. Соловьев Сличив известия современников-чужеземцев, мы на­ходим, что вообще славяне своею нравственностию про­изводили на них выгодное впечатление: простота нравов славянских находилась в противоположности с испорчен­ными нравами тогдашних образованных или полуобразо­ванных народов. Так, встречаем отзывы, что злые и лука­вые попадаются очень редко между славянами. Доброта не исключала, впрочем, свирепости и жестокости в изве­стных случаях; те же(…)

Россия после Петра: Анна Иоанновна

Россия после Петра: Анна Иоанновна

С. Соловьев Уже в мае 1730 г. иностранные министры замечают, что Бирон и Левенвольд управляют императрицею как хотят и русские ненавидят этих немцев […]. Национальное чувство было сильно оскорблено, но в то же время обнаружилось посягательство и на матери­альное благосостояние. Мы видели, что уже в Курляндии жаловались на сильную роскошь, которою отличался двор герцогини-вдовы. Сама(…)

Россия после Петра: характеристика С. Соловьева

Россия после Петра: характеристика С. Соловьева

С. Соловьев На Западе, где многие беспокоились при виде новой могущественной державы, внезапно явившейся на вос­токе Европы, утешали себя тем, что это явление пре­ходящее, что оно обязано своим существованием воле одного сильного человека и кончится вместе с его жиз­нью. Ожидания не оправдались именно потому, что но­вая жизнь русского народа не была созданием одного человека. Поворота(…)

Русские за границей в эпоху Петра Первого

Русские за границей в эпоху Петра Первого

С. Соловьев По примеру царя и членов царского дома русские дворяне в описываемое время начали ездить за границу лечиться. Царь, разумеется, не отказывал в позволении желающим. […] Некоторые ехали за границу лечиться; другие, волею-неволею ехали туда же учиться; здесь, на западе Европы, вырвавшись на свободу, русские молодые дворяне иног­да позволяли себе такое же поведение, к(…)

С. Соловьев о перемене азиатского платья на европейское

С. Соловьев о перемене азиатского платья на европейское

С. Соловьев (…) говоря о перемене платья, мы опять должны за­метить, что нельзя легко смотреть на это явление, ибо мы видим, что и в платье выражается известное исто­рическое движение народов. Коснеющий, полусонный азиатец носит длинное, спальное платье. Как скоро че­ловечество, на европейской почве, начинает вести более деятельную, подвижную жизнь, то происходит и пере­мена в одежде.(…)

Самоугождение и самопоклонение против народного духа

Самоугождение и самопоклонение против народного духа

В. Соловьев <…> Чтобы патриотические заботы о народной самостоятельности были плодотворны и безупречны, необходимо помнить <…достижению этой ближайшей цели ведет отнюдь не возбуждение национального эгоизма и самомнения, а, напротив, пробуждение национального самопознания <…>. <…> Если мы хотим, чтобы народ был крепок и силен <…>, то незачем расслаблять его, охмеляя его самомнением. Любование са­мим собою, самоугождение(…)

Скептицизм и мистицизм русского народа

Скептицизм и мистицизм русского народа

В. Соловьев <…> Для великих и долговечных созданий в области философии прежде всего нужно верить в самозаконную и неограниченную си­лу человеческого ума, в безусловное превосходство чистого мыш­ления перед всеми прочими видами деятельности. Но, наблюдая особенности нашего национального характера, легко заметить, что чисто русский даровитый человек отличается именно крайним не­доверием к силам и средствам человеческого ума(…)

Скитания Воина, сына вое­воды Афанасия Лаврентьевича Ордын-Нащокина

Скитания Воина, сына вое­воды Афанасия Лаврентьевича Ордын-Нащокина

С. Соловьев […] Воин уже давно был известен, как умный, распоря­дительный молодой человек, во время отсутствия отца за­нимал его место в Царевичеве-Дмитриеве городе, вел за­граничную переписку, пересылал вести к отцу и в Москву к самому царю. Но среди этой деятельности у молодого человека было другое на уме и на сердце: сам отец давно уже приучил(…)

Склонность русских к полемике и расколам

Склонность русских к полемике и расколам

В. Ленин У нас очень любят говорить о том, что чрезмерную склонность к полемике и расколам имеют русские вообще, социал-демократы в ча­стности, большевики в особенности <…>. Предисловие к сборнику “За 12 лет”. 1907 // Полн. собр. соч. Т. 16. С. 97. В. Соловьев Склонность к розни и междоусобиям, неспособность к единству, порядку и организации были(…)

Славяне в древних источниках

Славяне в древних источниках

С.Соловьев Писатели первого века нашего летосчисления знают славян под именем венедов около Вислы, между племена­ми сарматскими, финскими и германскими, встречается у них и имя сербов далее к востоку. Краткие указания о быте славян — венедов впервые встречаем у Тацита: Тацит сначала обнаруживает сомнение, к каким племенам причис­лить венедов, к германским или сарматским? Они много приняли(…)

Славяне: варвары среди варваров

Славяне: варвары среди варваров

С.Соловьев Писатели первого века нашего летосчисления знают славян под именем венедов около Вислы, между племена­ми сарматскими, финскими и германскими, встречается у них и имя сербов далее к востоку. Краткие указания о быте славян — венедов впервые встречаем у Тацита: Тацит сначала обнаруживает сомнение, к каким племенам причис­лить венедов, к германским или сарматским? Они много приняли(…)

Солтычиха: убийца крепостных

Солтычиха: убийца крепостных

С. Соловьев Жена ротмистра конной гвардии Глеба Солтыкова Дарья Николаева, овдовевши 25 лет, получила в управ­ление населенные имения, толпу крепостных слуг и в этом управлении развила чудовищную жестокость: соб­ственными руками она била без милости своих слуг и служанок чем попало, припекала им уши разожженными щипцами, обливала кипятком. По ее приказу били, секли дворовых мужчин и(…)

Спор купцов и дворян об исключительном праве владеть крепостными

Спор купцов и дворян об исключительном праве владеть крепостными

С. Соловьев Требования купцов, разумеется, встретили сильные возражения со стороны дворян, стоявших за принцип, что право владеть людьми, быть господами принадлежит им одним. Князь Мих. Мих. Щербатов говорил: «Дво­рянство есть нарицание в чести, различающее от прочих тех, кои оным украшены (слова “Наказа”), и все права и преимущества дворянского сословия должны истекать из этого начального правила.(…)

Старая днепровская Русь

Старая днепровская Русь

С. Соловьев По условиям природным движение славянской коло­низации получило направление к северо-востоку вплоть до Восточного океана. На юге и юго-востоке, в степи, в поле, какими бы удобствами для оседлой жизни извест­ная местность здесь ни отличалась, мирный земледелец не смел ими пользоваться: он немедленно становился добы­чею хищного кочевника; ему тяжело, а наконец, и невы­носимо стало жить(…)

Старообрядческое движение в России

Старообрядческое движение в России

В. Соловьев В общем ходе развития нашего национального организ­ма на московскую эпоху должно смотреть как на неиз­бежную, но продолжительную и тяжелую болезнь роста. Нельзя же, например, в царствовании Ивана IVвидеть выражение здоровой общественной жизни; нельзя же в этом благочестивом царе, беспрепятственно убивающем святого архиерея, усматривать нормальное проявление церковно-государственных отношений. Болезнь роста, которою болела Россия в(…)

У Петра была старинная русская богатырская природа

У Петра была старинная русская богатырская природа

С. Соловьев У Петра была старинная русская богатырская природа, он любил широту и простор […]. Богатырским силам соответствовали страсти, не умеренные правильным, искусным воспитанием. Мы знаем, как мог разнуздываться сильный человек в древнем русском обществе, не выработавшем должных границ каждой силе; могло ли такое общество сдерживать страсти человека, стоявшего на самом верху? Но одна наблюдательная(…)