Старообрядческое движение в России

В. Соловьев

В общем ходе развития нашего национального организ­ма на московскую эпоху должно смотреть как на неиз­бежную, но продолжительную и тяжелую болезнь роста.

Нельзя же, например, в царствовании Ивана IVвидеть выражение здоровой общественной жизни; нельзя же в этом благочестивом царе, беспрепятственно убивающем святого архиерея, усматривать нормальное проявление церковно-государственных отношений.

Болезнь роста, которою болела Россия в московскую эпо­ху, достигла своей крайней степени в половине XVIIвека, и тут же должен был наступить решительный перелом. В царст­вование Алексея Михайловича главная цель этого болезнен­ного процесса была достигнута: с присоединением Украины и Малороссии к московскому государству обе коренные раз­новидности русского народа были спаяны вместе […].

Что касается до старообрядческого движения, то при некоторой отрицательной правде (по отношению к офици­альной церкви) оно было в сущности лишь крайним выра­жением того языческого одичания, в которое впала Рос­сия в московскую эпоху. Признание безусловной неиз­менности местного и временного предания, как предания, упразднило в корне христианский универсализм и христи­анский прогресс.

[…] Главные события XVIIвека в России — история пат­риарха Никона, в особенности же раскол старообрядчест­ва — обнаружили в русском народе большие душевные си­лы и вместе с тем полное отсутствие всякого идеального со­держания, крайнюю скудость умственных средств. Ясно становилось, что на этой исторической почве наш народ об­речен на духовное бесплодие. Ясна была и причина такого бесплодия: отделение России от всего прочего мира, укло­нение от вселенского христианского пути. Между тем та ближайшая относительная цель, ради которой России нуж­но было отойти в сторону от всемирно-исторического дви­жения и замкнуться в себе, была достигнута: единое спло­ченное государство было создано. Само оно имело преиму­щественною целью сохранить национальные силы России для всемирно-исторического действия. Дальнейшее же пребывание в самодовольной замкнутости лишало эти силы всякого применения, и тяжелый многовековой труд госу­дарственного строения оказывался бесполезным. Все дело было пока в том, чтобы сломать стену, отделяющую Россию от человечества, разрушить умственный и жизненный строй, основанный на языческом обособлении. Это дело Петр Великий сделал прочно, бесповоротно.

Национальный вопрос в России. Вып. 2. : Собр. соч.: В 10 т. СПб., 1912. Т. 5. С. 167-168, 175, 177-178.

Миниатюра: Черный собор. Восстание соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году (С. Милорадович, 1885 год)