Предписание архиерея Платона Малиновского о воскресном духовном преподавании

С. Соловьев

В 1753 году в Москве появилось предписание тамош­него архиерея Платона Малиновского, которое может дать нам понятие об образованности учителей народной нравственности, об образованности духовенства. […] Ар­хиерей требует, чтоб священники по воскресеньям и праздникам непременно преподавали прихожанам по букварю и по особо изданной тетрадке сущность хри­стианского учения, грозя в противном случае отрешени­ем от мест.

Этим требованием должно было ограничиться отно­сительно большинства духовенства, состоявшего из лиц, не знавших школы; от меньшинства ученых священни­ков требовалось, чтоб они говорили проповеди, предики, назначавшиеся, как видно, и для особого рода слушате­лей, потому что в рапортах нужно было означать, говорена ли была проповедь в установленные дни и кто из знатных прихожан был при слушании проповеди. Тре­бования эти от неученого большинства и ученого мень­шинства духовных лиц были выставлены еще при Петре Великом, и после него повторяет их каждый достойный архиерей, каким был Платон Малиновский, жалуясь на их неисполнение. Главною помехою в их исполнении была печальная обстановка духовных лиц, борьба с нуж­дою, поглощавшая все внимание и заставлявшая забы­вать его то, чему выучился в школе или у экзаменатора. При Елисавете духовенство было освобождено от поли­цейских повинностей, от хождения на караулы к рогат­кам, на дежурство в съезжие домы, на пожары; но на нем лежали еще разные пошлины и дани, не говоря об издержках при поставлении. При таких тягостях доходы были недостаточны для человека, обязанного рано обза­водиться семейством. Петр Великий принял самые дей­ствительные меры для поднятия материального благосо­стояния белого духовенства, постановив, чтоб количест­во духовенства не превышало средств прихода для его содержания […]. Но так как в других епархиях этого не наблюдалось, а прежде не наблюдалось и в московской, то оставалось всегда известное количество священников, которые преимущественно стекались в Москву; они здесь становились на Спасском крестце (между Спас­скими воротами и Покровским собором) и нанимались отправлять церковную службу. В XIX веке еще расска­зывали старики, как попы стояли на крестце с калачом в руках, и когда нанимавший их служить обедню давал мало, то они кричали: «Не торгуйся, сейчас закушу» (т.е. калач, после чего священник уже не мог служить обед­ню). Архиереи вооружались против этого явления, по­сылали хватать этих «крестцовых попов», бить их плеть­ми, но ничто не помогало.

Плети не помогали устранению безобразных явлений, укореняя грубость в нравах.

История России с древнейших времен. В 15 кн. М„ 1964. Кн. 12. С. 254-255.