Чернышевский

Богатство и основательность знаний в русском обществе XIX столетия

Богатство и основательность знаний в русском обществе XIX столетия

Н. Чернышевский Есть люди, которые думают, будто наше общество уже достаточно ознакомилось с наукою в современном ее состоянии, которые даже удивляются богатству и основательности знаний в нашем обществе. “Познания у нас, русских, так разнообразны и обширны (воскли­цают эти люди, слишком доверчивые к своему), умственные спо­собности так развиты, ясность и быстрота понятий доведены до такой высокой(…)

Влияние пассивной добродетели на экономическую деятельность

Влияние пассивной добродетели на экономическую деятельность

Н. Чернышевский Крепостное право было одним из учреждений, ослаблявших народную энергию. Но не одному ему надобно приписывать страшный упадок ее. Крепостное право было только одним из множества эле­ментов, имеющих такое же влияние на силу нации. Мы не хотим те­перь перечислять всех этих вредных учреждений: для нашей цели довольно будет обратить внимание только на результат их.(…)

Жалкое положение земледелия в эпоху крепостного права

Жалкое положение земледелия в эпоху крепостного права

Н. Чернышевский Крепостное право, переделавши в своем духе все наши обычаи, конечно, не могло содействовать ни развитию духа предприимчивости, ни поддержанию трудолюбия в нашем племени. Если бы не было никаких других неблагоприятных обстоятельств, одного крепостного права было бы достаточно, чтобы объяснить жалкое положение нашего земледелия. Суеверие и правила логики. 1859 // Полн. собр. соч. в(…)

Ис­тория, сформировавшая характер россиян

Ис­тория, сформировавшая характер россиян

Н. Чернышевский <…> Предполагается, что мы народ совершенно свежий, харак­тер которого еще не сложился, а только теперь в первый раз сла­гается, силы которого ни на что не были расходованы. Мы уже говорили, что это неправда. Мы также имели свою ис­торию, долгую, сформировавшую наш характер, наполнившую нас преданиями, от которых нам так же трудно отказываться, как(…)

Качества московского купеческого сословия

Качества московского купеческого сословия

Н. Чернышевский Мы нимало не расположены считать купеческий, или мещанский, или крестьянский быт идеалом русской жизни, мы совершенно признаем верность тех красок, какими рисуются купцы в “Ревизо­ре” и “Женитьбе” Гоголя, в комедии г. Островского “Свои люди — сочтемся” и в сцене Щедрина “Что такое коммерция?” Но беспри­страстие обязывает нас сказать, что люди, подобные Подхалюзину (в(…)

Н. Чернышевский о реформах Петра I

Н. Чернышевский о реформах Петра I

Н. Чернышевский Я смотрю на дело исключительно с точки зрения су­щественных интересов русского населения тогдашнего государства. Оно было бедно и невежественно. Ему было нужно облегчение лежавших на нем тяжестей. Петр уве­личил их. Русским нужно было просвещение. Но было ли нужно принуждать их учиться у западных народов? Я полагаю, нет, потому что они сами имели, я(…)

Общество, кото­рое все состоит из Батыев

Общество, кото­рое все состоит из Батыев

Н. Чернышевский Каждый из нас маленький Наполеон или, лучше сказать, Батый. Но если каждый из нас Батый, то что же происходит с обществом, кото­рое все состоит из Батыев? Каждый из них измеряет силу другого, и, по зрелом соображении, в каждом кругу, в каждом деле оказывается архи-Батый, которому простые Батый повинуются также безуслов­но, как им в(…)

Медицинский костюм becora женские медицинские костюмы becora.ru.

Патриархальный способ вспомоществования

Патриархальный способ вспомоществования

Н. Чернышевский Из различных способов, существующих для облегчения нужд бед­ного класса, у нас в России употребительны очень многие. Издавна предки наши славились тем, что подавали щедрую милостыню нищим. Этот патриархальный способ вспомоществования вышел или почти вышел из употребления между людьми, живущими на евро­пейскую ногу, но у людей, сохраняющих старинные обычаи, удер­жан, можно сказать, во всей(…)

Под влиянием фальшивых понятий

Под влиянием фальшивых понятий

Н. Чернышевский Старинный русский человек, под влиянием фальшивых понятий, определявших его развитие, дошел до того, что считал женщину существом по натуре своей злым, назна­ченным от природы быть вместилищем всех низких поро­ков и преступлений, считал обязанностью своею прези­рать от глубины души и всячески стеснять женщину. Полн. собр. соч.: В 15 т. М., 1948. Т. 4.С. 778.(…)

Противоестественные пороки в Московии

Противоестественные пороки в Московии

Н. Чернышевский В чувственной любви многие предавались таким изли­шествам и порокам, что Флетчер замечает: «Я не хочу го­ворить об этом, потому что это слишком гнусно, так что позорно и рассказывать. Вся страна наводнена всевоз­можными грехами этого рода». [Петрей говорит, что в его время часто небогатый служилый или торговый человек сам предлагал свою жену богатому человеку(…)

Противоречивость черт народной жизни в годы правления Алексея Михайловича

Противоречивость черт народной жизни в годы правления Алексея Михайловича

Н. Чернышевский По телосложению и чертам лица русские являлись путе­шественникам европейцами; врожденная, хотя и чрезвы­чайно придавленная обстоятельствами, наклонность к лю­бознательности также убеждала путешественников, что в Московии живет народ, близко родственный по складу ума другим европейцам. Но привычки и нравы, даже понятия русских казались им напоминающими Азию. Теперь мы знаем, что это противоречие форм жизни с(…)

Пьянство на Руси

Пьянство на Руси

Н. Чернышевский Из всех качеств или привычек русского народа путе­шественники удивлялись более всего терпеливости рус­ских людей в перенесении лишений всякого рода. […] Чув­ства и желудок их были уже привычны ко всему этому. Рассказы иноземцев совершенно противоречат поверью, которое полагает, что в старину Русь жила вроде того, как мечтали иногда жить современные нам простолюдины на реке(…)

Русский быт XVI века глазами Европейских иноземцев

Русский быт XVI века глазами Европейских иноземцев

Н. Чернышевский Это пристрастие к баням не мешало общему восточно­му пороку — неопрятности, которая удивляла и смущала иноземцев. Мы ничего не будем говорить об этом предме­те, слишком заметном каждому. Заметим только, что по­разительным явлением для путешественников были неиз­вестные в Европе насекомые — тараканы, тогда, как и теперь, покрывавшие потолки и стены, наполнявшие по­ставцы и обеденные(…)

Сказания иноземцев о России в XVI-XVII столетиях

Сказания иноземцев о России в XVI-XVII столетиях

Н. Чернышевский Мы хотим не для специалистов, а для большинства пуб­лики, сказать несколько слов об одной чрезвычайно важ­ной отрасли сведений относительно старого русского бы­та, — об известиях иностранных писателей. […] По своей драгоценности для изучения нашего старинного быта они важны не менее, нежели наши отечественные источники, быть может, даже важнее их. Герберштейн и Олеарий, конечно,(…)

Средства предотвращения развития образованно­сти россиян в допетровский период

Средства предотвращения развития образованно­сти россиян в допетровский период

Н. Чернышевский Что касается до нравственных качеств наших предков, путешественникам казались русские самыми хитрыми людьми в Европе. Рейтенфельс говорит: «Русские хитрее всех европейцев, а москвичи хитрее всех русских», — отчасти объясняется строгость этого замечания тем, что путешественники имели дело преимущественно с дьяками и подьячими, у которых это качество было достоянием ремесла, и с торговцами, которые(…)

Удельная разрозненность Руси

Удельная разрозненность Руси

Н.Чернышевский […] распадение Руси на уделы было чисто следствием дележа между князьями, делом потомков Ярослава или, пожалуй, и самого Ярослава, но не следствием стремле­ний самого русского народа. Удельная разрозненность не оставила никаких следов в понятиях народа, потому что никогда не имела корней в его сердце: народ только под­чинялся семейным распоряжениям князей. Как только присоединяется тот(…)

Целью деятельности Петра было создание силь­ной военной державы

Целью деятельности Петра было создание силь­ной военной державы

Н. Чернышевский Петр Великий застал нас с таким характером, какой недавно имели персияне. Ведь и у персиян была своя история; и у них события совершались не бессвязно и проходили не без следов. […] Дело только в том, что пока русская история до Пет­ра оставалась предметом бессмысленных компиляций или нестерпимых декламаций, не было понятно и зна­чение(…)