Зарождение русского паломничества. Конец XI — начало XII века

Д. Иловайский

При Ярославе мы встречаем в Киеве уже несколько монастырей. Вслед за русскими послами, торговцами и во­енными людьми со времен Владимира начали отправляться в Византию и те русские люди, которые были движимы желанием посетить святые места, поклониться мощам угодников и особенно видеть страну, где подвизался сам Спаситель. Таким образом возникло русское паломниче­ство. […] Суровая аскетическая жизнь афонских монахов в особенности привлекала русских людей, потому что наи­более соответствовала их характеру и религиозным поня­тиям молодого христианского общества. […]

Основатели и подвижники Печерского монастыря сви­детельствуют о той силе характера, о том устое и много­сторонних способностях, которыми природа одарила Русский народ. Он одинаково является великим в своих пред­ставителях на поприще государственного и церковного быта. То глубокое религиозное чувство, которое в период языческий доводило русского человека до кровавых жер­твоприношений идолам, теперь очищенное светом новой религии, обратило его к подвигам самоистязания и смире­ния, но не тупого, робкого смирения, а сознательного и деятельного. Христианская Русь усваивает себе идеалы, принесенные Греческою церковью, и ревностно старается осуществить их в лице своих подвижников. Не уступая в аскетизме восточным образцам, они не разрывают всех связей с миром; а стараются влиять на улучшение его нравственности, на улучшение самых гражданских отно­шений, разумеется, сообразно со своими понятиями, со степенью своего собственного развития.

История России. В 2 т. М, 1906. Т. 1.С. 125, 136.

Миниатюра: И. Репин. Паломник

Похожие материалы