ВОЛОСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ (1861—1917)

ВОЛОСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ (1861—1917), крестьянское сословное учреждение, выполнявшее административно-полицейские функции. Были созданы на основании «Общего положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» от 19 февр. 1861. Волостные управления решали вопросы о расходовании волостных сумм, о продаже частного крестьянского имущества за недоимки, о найме и увольнении должностных лиц сельской волостной администрации, служащих не по выборам. Волостное управление состояло из волостного старшины, сельских старост волости, сборщиков податей, 1—2 заседателей и писаря. Обязательным в волостном управлении было присутствие старшины и писаря. Писарь назначался мировым посредником, а впоследствии — земским начальником. Надзор за деятельностью правления осуществляло губернское по крестьянским делам присутствие (1861—69) и губернское правление. Ю. В.

Волостное управление составляли: а) волостной сход, б) волостной старшина с волостными правлением, в) волостной крестьянский суд.

С. Сорочинское, Сам. губ. Волостное управление.

С. Сорочинское, Сам. губ. Волостное управление.

Функции крестьянского управления ограничивались сословными рамками, осуществлялись в пределах волости и сельского общества, не имели выхода на уездный, губернский уровень; контролировались царской администрацией, которая имела право отстранять волостного старшину, сельского старосту временно или окончательно от должности в случаях неисправного исполнения обязанностей, злоупотреблений. Решения об этом принимал уездный мировой съезд, утверждал губернатор.

Государственные инструкции по руководству органами крестьянского управления сковывали их деятельность, которая была опутана сложной трехстепенной системой дворянско-административного надзора, опеки. Фактически крестьянские органы являлись исполнительной инстанцией царской администрации, дополнительным и бесплатным административно-полицейским звеном. Они облегчали администрации сбор налогов, выкупных платежей, комплектование армии, выполнение государственных и земских повинностей, разрешение поземельных споров. Крестьянское общественное управление не смогло оградить крестьян от телесных наказаний, от истощающих крестьянскую экономику выкупов, использования помещиками полуфеодальных форм эксплуатации освобожденных крестьян, от тенденции “раскрестьянивания”, проявившейся в социальном расслоении крестьянства, сокращении его численности и доли, вымывании средних слоев, обезземеливании, превращении крестьян в наемных рабочих.