ВАЛААМСКИЙ МОНАСТЫРЬ
ВАЛААМСКИЙ МОНАСТЫРЬ Спасо-Преображенский, мужской монастырь на островах Валаамского архипелага на Ладожском озере. По преданию, основан монахами Сергием и Германом в начале 14 в. Пользовался покровительством великих московских князей и царей. Один из центров православия на Севере России. Неоднократно отражал нападения шведов; в 1611 разорен ими, восстановлен в 1715. В 19 в. крупный религиозный, экономический и культурный центр. В декабре 1917-40 на территории Финляндии. Во время советско-финляндской войны 1939-1940 покинут монахами. В 1940 в В. м. размещалась школа юнг, с 1945 дом-интернат для инвалидов Великой Отечественной войны. С 1979 историко-архитектурный и природный музей-заповедник. В 1988 часть зданий В. м. передана Русской православной церкви.
Монастырю принадлежат около 40 островов: все они в сложности занимают до 3100 дес. земли. Из этой земли до 20 дес. под монастырскими зданиями. Удобной земли для посевов и сенокоса около ста тридцати десятин. Климат довольно суровый: по метеорологическим наблюдениям станции 2-го разряда, существующей на Валааме уже несколько лет, средняя температура года 3,1, января — 9,6, апреля + 1,6, июля + 15,7, октября +4,0. Несмотря на суровость климата, на Валааме есть плодовые сады, в которых созревают яблоки и вишни. У монастыря прекрасно поставлено молочное хозяйство, и продукты его идут на пропитание братии и многочисленных богомольцев. Жизнь в Валаамском монастыре для братии строгая, но многие не удовлетворяются ею и уходят в скиты. Особенность скитской жизни заключается в чередном чтении Псалтыри. В свободное от чтения время скитники исполняют черные работы, рубят дрова и т. д. Женщины в скит Всех Святых могут входить только раз в год, а в скит Иоанна Предтечи (самый строгий из всех) доступ им вовсе запрещен. Трапеза скитников всегда постная и состоит из одних овощей. Монахи вырезывают крестики, образа, ложки и занимаются мастерствами иконописным, столярным, слесарным, малярным, кузнечным и т. д. Мощи св. Сергия и Германа и слава о строгой жизни иноков привлекают в монастырь массу богомольцев. В дни постов Петровского и Успенского число богомольцев достигает до 4 тысяч человек. Пароходное сообщение Петербурга с монастырем продолжается не более 5-ти месяцев, от конца мая до конца октября. Зимою иногда можно ездить по Ладожскому озеру недели три, а иногда, по случаю сильных ветров, сообщение по льду совсем прекращается. Литературу см. в книге В. В. Зверинского: «Материал для историкотопографического исследования о православных монастырях.
В 1348 на Валааме уже существовал монастырь, осн. неизвестно когда пришедшими сюда (по предположению, из Византии) иноками Сергием и Германом. В кон. XIV в. В. м. процветал и давал пример и направление просветительской деятельности своих отшельников. Один из них, Савватий, в наиболее дикой глуши севера отыскал о. Соловецкий и основал на нём прославленную впоследствии обитель Спаса. Другой, Александр, прозванный Свирским, оставил Валаам для того, чтобы соорудить церковь также во имя Спаса и собрать монастырь на оз. Рощинское. Третий, Авраамий, направился просвещать рост. мерю и основал на оз. Неро монастырь — первый в этой области. Четвёртый из валаамских иноков, Арсений, ушёл в 1393 на пустынный остров, лежащий в 4 км от берега, населённого финнами, и положил начало Коневскому монастырю. «Вид медленно открывающегося взору Валаамского монастыря — один из лучших видов на всём пространстве лесной России, учитывая то, что здесь для гармоничных сочетаний столь мало материала и он так беден, груб и однороден». В. м. на острове, имеющем в длину и ширину почти по 8 км, действительно красив и величественен. «Живительной и благодетельной теплотой веет с гор, обступивших вход в монастырь со всех сторон, и всякого вступающего в его пределы сразу же располагало к более пристальному знакомству с ним. При дальнейшем внимательном рассмотрении можно, впрочем, отыскать в постройке монастыря то общее место, которое упрямо повторяется повсюду»: та же стена и в ней ворота, из которых средние всегда закрыты (там обычно устроена калитка); над воротами — церковь; вправо и влево идёт стена (как утверждают древние акты, «без ограды монастырю быти непригоже») с кельями, которые окружают двор с остальных 3 сторон. В середине находится древний холодный собор с узенькими окнами; в углу при кельях пристройка, в которой устроена трапезная, а при ней — особая церковь. Кельи игумена отличаются чистым отдельным ходом и большими светлыми окнами. За оградой и возле неё располагаются деревянные хоз. службы, поленницы дров, скотный двор и гостиница для богомольцев. Внизу, у пристани, несколько деревянных клетей с рыболовными снастями и орудиями для ремонта лодок и сетей; невдалеке стоят мельницы, портомойня (прачечная), бани и т. д. В ложбинах по косогорам хорошо растёт рожь — редкая гостья в этих суровых местах. В озере множество разной рыбы, поскольку её, по древнему завещанию основателей монастыря, посторонним ловить запрещено. Поэтому пищей монахов являются лишь рыбные и овощные блюда, а молока, масла и яиц достать невозможно. Схимники здесь никогда не переводились, и отшельников было рассыпано по всем островам достаточно много. Валаам всегда отличался нелицемерной замкнутостью и аскетической строгостью, заметно отличаясь этим от др. рус. монастырей. Здесь — по древним правилам общежития и уединения — всё «отдано Богу и Св. Богородице ». С самого своего основания не разрешалось «ни ясти в келии, ни пити, ни у келаря просити». Едят и пьют в трапезной все вместе; потребное одеяние и обувь получают от игумена; лишних одежд не держат. Кроме того, строгий и подвижнический Валаам отличался ещё и тем, что сохранял наглядные следы своей миссионерской деятельности: в среде монахов было довольно много карел и других финнов. В ходу был древний обычай посещения монастыря окрестными жителями и получения в нём бесплатной пищи, а с 23 по 28 июня (на память преп. Сергия и Германа) здесь устраивалась многолюдная и шумная ярмарка. В. м., впрочем, как и др. соседние монастыри — Соловецкий и Кирилов Спас (Воскресения), для постоянно голодавшего окрестного населения служил житницей, надёжным пристанищем и средоточием занятости. Монахи славились разумным ведением хозяйства в этих пустынных и неплодородных местах. Распознав это, народ издревле охотно и свободно селился за волоками, памятуя о том, что «есть Спас и за Сухоной», и веруя, что православному человеку найд ётся там спасение от бед и места для поселения и работы. Как летом, так и зимой монастырь населялся пришлыми обитателями: целыми семьями бедные карелы и чухонцы приходили сюда для пропитания и жили в обители по 2—3 недели безвозмездно. Летом те же бедняки встречали богомольцев, прибывавших в монастырь со всех концов России, ожидая от них милостыни, почти всегда верной и нередко довольно щедрой. Ризница монастыря представляла значительные богатства в жертвованной утвари. В библиотеке не было ни одного рукописного памятника, поскольку войны и пожары истребили всё начисто, не исключая и деревянных зданий, а каменные здания появились здесь лишь в XVIII в. В монастыре 4 церкви: Спасская, Успенская, Тихвинская и Никольская. В ниж. этаже соборного Спаса сооружена церковь во имя Преподобных Основателей, где и почивают их св. мощи. Находясь на границе новг. владений, В. м. (хоть и деревянный) всё же служил надёжной крепостью и много раз отражал нападения шведов. В 1611, однако, был разорён швед. войском под командой ген. Делагарди. Иноки Валаама и Коневца, подняв мощи своих чудотворцев, бежали в Никольский монастырь Ладоги, где надолго и обосновались.