УСТАВ ЯРОСЛАВА О СУДАХ ЦЕРКОВНЫХ

УСТАВ ЯРОСЛАВА О СУДАХ ЦЕРКОВНЫХ, свод древнерусского права. Существует четыре редакции этого памятника. Отличительные черты Ярославова устава состоят в следующем:

1. Ярослав Мудрый в своем уставе отделяет церковный суд от светского. По Уставу Владимира Святого «О судех церковных и десятине» на церковном суде должен был присутствовать княжеский тиун, а на светском — епископский наместник, у Ярослава же этого нет. Ярослав, согласно греческому Номоканону (см.: Кормчая), решается совершенно отделить церковный суд от светского.

Автогамак для собак автогамак для перевозки собак.
2. Владимир в своем уставе старался, насколько можно, распространить церковный суд на все виды дел. Ярослав же, напротив, допускает церковный суд только над делами, касающимися Церкви, нравственности и семейных отношений; в уставе его суд церковный прямо назван судом «над греховными вещьми духовными». При этом, хотя суд по этим делам Ярослав и предоставляет епископу и даже отказывается от своих девяти частей судных доходов по этим делам, приводить в исполнение приговор церковного суда он предоставляет гражданской власти, а не церковной. Здесь Ярослав вполне следовал византийским законам, в которых церковному суду предоставлялось налагать только духовные наказания. Это составляло самую характерную черту Ярославова устава, которая сохраняется постоянно в законодательстве русском и так резко отличает его от законодательств Западной Европы, которые предоставляли духовенству право налагать и телесные наказания и довели Западную Европу до ужасов инквизиции.

3. Ярославов устав, оставляя неприкосновенным епископский суд над людьми, принадлежащими Церкви, тем не менее исключает из этого суда и лиц церковных по делам уголовным. Так, Ярослав говорит в своем уставе, что он отдал «святителем ты духовные суды судити оприсно мирян, разве татьбы с поличным, тож и душегубление; а в иныя дела никакож моим не вступатися аще от рода моего вступиться, да будет проклят». Такой порядок сохраняется во всех жалованных грамотах духовенству даже в XVI в.; во всех этих грамотах суд по уголовным делам предоставляется одному князю. Т. о., и в том искаженном виде, в каком дошел до нас устав Ярослава, он служит для нас одним из важнейших древнерусских законодательных памятников.

4. Владимир в своем уставе нигде не определил наказаний за преступления, очевидно, предоставляя церковным судьям руководствоваться Номоканоном, Ярослав же везде заменил телесные наказания Номоканона денежными пенями.