УНИЯ

УНИЯ, униатская церковь в Литовско-Польском и Русском государствах, попытки к соединению восточной и западной Церквей, т. е. церковной унии, со стороны Рима начались со времени Ягайла и принятия в 1386 литовцами католицизма. В течение последующих почти 90 лет попытки соединения Церквей были безуспешными или совершенно замирали. Все переменилось в 1564 после призвания в Польшу иезуитов и Люблинской унии 1569. Чтобы привлечь русских, особенно простой народ, к Римской Церкви, унию распространяли как переходную ступень от Православия к католицизму, для чего позволялось сохранять свои обряды и богослужение при воссоединении с западной Церковью. Во главе униатов стояли епископы Ипатий Поцей и Кирилл Терлецкий. В 1595 они посетили в Риме папу Климента VIII и объявили ему о подчинении, своем и своей паствы, римскому первосвященнику, а в 1596 был созван Брестский Собор, на котором и было провозглашено принятие Брестской унии. Униаты получили разрешение на причащение обеих конфессий, на брак священников, добились права не посылать епископов за утвердительными грамотами в Рим, а также сохранения многих установившихся обрядов Греческой Церкви. Уния, пользуясь правительственной властью и часто прибегая к насилиям, начала распространяться среди как западно-, так и южнорусского населения, особенно когда киевский митр. Михаил Рогоза, бесхарактерный и нерешительный защитник унии, в 1599 умер и преемником его стал И. Поцей, а затем Иосиф Футский (1613—37). Для поддержки униатов был создан особый орден Базилиан, выступивший на борьбу с Православием при помощи пропаганды и насилия. К нему присоединились монашествующие из ордена Босых Кармелитов. На защиту Православия выступили прежде всего православные братства и восточные Патриархи. Особую поддержку оказал Православию вельможа К. К. Острожский (ск. 1608), впоследствии гетман Конашевич-Сагайдачный. При нем была восстановлена православная иерархия. В 1620 проезжавший через Киев Иерусалимский Патриарх Феофан по просьбе Сагайдачного поставил Киевским митрополитом Иова Борецкого и 5 епископов. Борьба православных и униатов возобновилась. Высокого напряжения она достигла после 1623, когда в Вильно был убит фанатик-униат Полоцкий еп. Иоасаф Кунцевич. Преследования Православия усилились. В защите его стали принимать деятельное участие казачество и народ во время последовавших одно за другим (в 1620—30-х) восстаний в Малороссии. Сильную поддержку оказала Православию деятельность митр. Петра Могилы (ск. 1647). На смену ему выступил Б. Хмельницкий. Зборовский договор (1649) в широких масштабах, а Белоцерковский (1651) — в более скромных размерах отстаивали права Православной Церкви от посягательств как католицизма, так и униатства. Во время правления короля Михаила Вишневецкого уния в оставшихся за Польшей областях стала распространяться с новой силой; особенно значителен был ее успех в Белоруссии (см.: Белая Русь). В Южной Руси не осталось ни одной православной епархии. К. Шумлянский и его преемники управляли православной паствой на правой стороне Днепра из Переяслава Южного, в качестве коадъюторов (викарных) Киевского митрополита, за которым по трактату Польши с Москвой в 1686 было сохранено право духовной власти над всеми православными Польского государства. В 1720 Замойский Собор узаконил многие латинские нововведения в унии, разработанные гл. обр. в Литве Базилианским орденом. С этого времени началось стремительное распространение унии: в западной Малороссии в 1730-х насчитывалось 150 униатских приходов, в 1747 — 800, а в 1764 — до 2 тыс. В Белоруссии этот процесс еще более ускорился. К н. 2-й пол. XVIII в. в Могилевской епархии оставалось лишь 130 православных приходов. В 1760-х настал период подъема духа среди православных и оживления борьбы с унией. Это было время деятельности Могилевского еп. Георгия Конисского, Переяславского еп. Гервасия Линцевского, игумена Мотронинского монастыря Мелхиседека Значко-Яворского и др. Тогда же получила распространение гайдаматчина. В начале своего правления в 1765 король Станислав Понятовский издал грамоту в пользу неприкосновенности Православия. В ответ на это католики на сейме 1766 в Варшаве, по предложению Краковского еп. Солтыка, объявили врагом отечества всякого, кто будет защищать на сейме диссидентов. Последние в 1767 образовали конфедерации в Торне и Слуцке, а враги их 1768 — в Баре. После усмирения гайдамаков и высылки Гервасия и Мелхиседека в Россию униаты опять торжествовали победу. По первому разделу Польши в 1772 Белоруссия, а следовательно, и единственная православная епархия — Могилевская, была присоединена к России. Здесь, по настоянию Конисского, была ликвидирована полоцкая униатская епископия и был предпринят ряд мер по присоединению униатов к Православию. После второго и третьего разделов Польши в отошедших к России областях началось активное присоединение униатов к Православию. В течение двух следующих лет насчитывалось до 2 млн присоединившихся. В то же время было закрыто до 145 базилианских монастырей. Единственная учрежденная имп. Екатериной II для униатов белорусская епархия была поручена архиепископу Лисовскому, человеку, близкому к Православию. Тогда же было окончательно запрещено всякое совращение греко-униатов к переходу в латинство. При Павле I дело воссоединения униатов с Православием не продвинулось, но при Александре I, а особенно при Николае I быстро и последовательно продвигалась подготовка к объединению Церквей, опиравшаяся на настойчивые действия правительственной власти. После польского восстания процесс воссоединения еще более ускорился. Был закрыт ряд монастырей базилиан, Почаевский монастырь возвращен православным. В 1838 главный инициатор этого дела Семашко был назначен председателем греко-униатской коллегии. Последовал ряд решительных мер по отношению к униатскому духовенству, особенно в Белоруссии; посланный из Синода чиновник В. Скрипицын вместе с Семашко ускорили присоединение унии. В февр. 1839 состоялось соборное решение в Полоцке, подписанное епископами и другим духовенством, о соединении Церквей. Синод принял этот акт, а имп. Николай I тогда же утвердил его. Уния оставалась еще в т. н. Холмской Руси (части Люблинской, Седлецкой и Сувалкской губ.); присоединение этих униатов состоялось после польского восстания 1863—64 по акту 1875.