Следы господства Монголов в народных обычаях Россиян
Н. Карамзин
Таким образом, имев вредное следствие для нравственности Россиян, но благоприятствовав власти Государей и выгодам духовенства, господство Монголов оставило ли какие иные следы в народных обычаях, в гражданском законодательстве, в домашней жизни, в языке Россиян? Слабые обыкновенно заимствуют у сильных. Князья, бояре, купцы, ремесленники наши живали в улусах, а вельможи и купцы Ордынские в Москве и других городах. Но Татары были сперва идолопоклонники, после магометане; мы называли их обычаи погаными; и чем удобнее принимали Византийские, освященные для нас Христианством, тем более гнушались Татарскими, соединяя их в нашем понятии с ненавистным зловерием. К тому же, несмотря на унижение рабства, мы чувствовали свое гражданское превосходство в отношении к народу кочующему. Следствием было, что Россияне вышли из-под ига более с Европейским, нежели Азиатским характером. Европа нас не узнавала: но для того, что она в сии 250 лет изменилась, а мы остались как были. Ее путешественники XIII века не находили даже никакого различия в одежде нашей и Западных народов: то же, без сомнения, могли бы сказать и в рассуждении других обычаев. Как в Италии, Франции, Англии с падением Рима, так и у нас с призвания князей Варяжских все в главных чертах сделалось Немецким, смешанным с остатком первобытных обычаев Славянских; к чему после присоединилось занятое нами от Греков. Древний характер Славян являл в себе нечто Азиатское; является и доныне: ибо они, вероятно, после других Европейцев удалились от Востока, коренного отечества народов. Не Татары выучили наших предков стеснять женскую свободу и человечество в холопском состоянии, торговать людьми, брать законные взятки в судах (что некоторые называют Азиатским обыкновением): мы все то видели у Славян и Россиян гораздо прежде. В языке нашем довольно слов восточных: но их находим и в других славянских наречиях; а некоторые особенные могли быть заимствованы нами от Козаров, Печенегов, Ясов, Половцев, даже от Сарматов и Скифов; напрасно считают оные Татарскими, коих едва ли отыщется 40 или 50 в словаре Российском. Новые понятия, новые вещи требуют новых слов: что народ гражданский мог узнать от кочующего?
История государства Российского. В 12 т.СПб., 1892. Т. 5. С. 237-238.
Миниатюра: Район Лядских ворот. XII XIII вв. Макет Д.П.Малюкевича