Секрет разиновского обаяния
В. Никольский
Стенька Разин — это воскресший богатырь древнего былинного эпоса, со всеми присущими древним богатырям качествами, делавшими их достойными народной любви. Но — как богатырь новой, не вечевой, а царской Руси — Разин ставит себе и новые задачи: вместо Змея Горынича и «злых татаровьев» — перед ним новый народный врак крестьянское рабство и поддерживающие его бояре — «изменники». Он мститель за все зло, которое веками терпела от богатых и сильных народная спина. Необразованный, выросший среди своевольничанья казаков, он нередко, особенно спьяна, бывает жесток без всякой надобности. Но упрекать его за это не приходится: жестокость была возведена в систему не только в народном быту, но и в быту высших классов, даже в самом государственном строе. Если разиновцы начиняли женщин порохом и взрывали, то правительственные учреждения охотно прибегали к пыткам: жгли огнем, поднимали на дыбы и виски не только действительных преступников, но и людей «оговоренных» по злобе или просто оклеветанных. Жестокость была в нравах эпохи.
В том-то и секрет разиновского обаяния, что он с головы до пят народный герой, в котором все понятно народу, в котором с большею яркостью, чем в повседневной жизни, отразилась протестующая свободолюбивая народная душа, какова бы она ни была, со всеми ее недостатками.
Народные движения в России. XVIIвек.Стенька Разин и разиновщина. СПб.,1911. С.49-50.
Миниатюра: Кустодиев Борис. Стенька Разин