Религиозность и суеверие

В. Белинский

По Вашему, русский народ — самый религиозный в мире: ложь! Основа религиозности есть пиетизм, благоговение, страх Божий. А русский человек произносит имя Божие, почесывая себе задницу. Он говорит об образе: годится — молиться, не годится горшки покрывать. Приглядитесь пристальнее, и Вы увидите, что это по натуре своей глубоко атеистический народ. В нем еще много суеверия, но нет и следа религиозности. Суеверие проходит с успехами циви­лизации; но религиозность часто уживается и с ними <…>. Русский народ не таков: мистическая экзальтация вовсе не в его натуре; у не­го слишком много для этого здравого смысла, ясности и положи­тельности в уме: и вот в этом-то, может быть, и заключается огром­ность исторических судеб его в будущем. Религиозность не приви­лась в нем даже к духовенству; ибо несколько отдельных, исключи­тельных личностей, отличавшихся тихою, холодною, аскетическою созерцательностью, — ничего не доказывают. Большинство же на­шего духовенства всегда отличалось только толстыми брюхами, тео­логическим педантизмом да диким невежеством. Его грех обвинить в религиозной нетерпимости и фанатизме; его скорее можно похва­лить за образцовый индифферентизм в деле веры.

Письмо к Н.В. Гоголю // Полн. собр. соч. в 13 т. М, 1956. Т. 10. С. 216-217.