Старообрядческое движение в России
В. Соловьев
В общем ходе развития нашего национального организма на московскую эпоху должно смотреть как на неизбежную, но продолжительную и тяжелую болезнь роста.
Нельзя же, например, в царствовании Ивана IVвидеть выражение здоровой общественной жизни; нельзя же в этом благочестивом царе, беспрепятственно убивающем святого архиерея, усматривать нормальное проявление церковно-государственных отношений.
Болезнь роста, которою болела Россия в московскую эпоху, достигла своей крайней степени в половине XVIIвека, и тут же должен был наступить решительный перелом. В царствование Алексея Михайловича главная цель этого болезненного процесса была достигнута: с присоединением Украины и Малороссии к московскому государству обе коренные разновидности русского народа были спаяны вместе […].
Что касается до старообрядческого движения, то при некоторой отрицательной правде (по отношению к официальной церкви) оно было в сущности лишь крайним выражением того языческого одичания, в которое впала Россия в московскую эпоху. Признание безусловной неизменности местного и временного предания, как предания, упразднило в корне христианский универсализм и христианский прогресс.
[…] Главные события XVIIвека в России — история патриарха Никона, в особенности же раскол старообрядчества — обнаружили в русском народе большие душевные силы и вместе с тем полное отсутствие всякого идеального содержания, крайнюю скудость умственных средств. Ясно становилось, что на этой исторической почве наш народ обречен на духовное бесплодие. Ясна была и причина такого бесплодия: отделение России от всего прочего мира, уклонение от вселенского христианского пути. Между тем та ближайшая относительная цель, ради которой России нужно было отойти в сторону от всемирно-исторического движения и замкнуться в себе, была достигнута: единое сплоченное государство было создано. Само оно имело преимущественною целью сохранить национальные силы России для всемирно-исторического действия. Дальнейшее же пребывание в самодовольной замкнутости лишало эти силы всякого применения, и тяжелый многовековой труд государственного строения оказывался бесполезным. Все дело было пока в том, чтобы сломать стену, отделяющую Россию от человечества, разрушить умственный и жизненный строй, основанный на языческом обособлении. Это дело Петр Великий сделал прочно, бесповоротно.
Национальный вопрос в России. Вып. 2. : Собр. соч.: В 10 т. СПб., 1912. Т. 5. С. 167-168, 175, 177-178.
Миниатюра: Черный собор. Восстание соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году (С. Милорадович, 1885 год)