Прогрессивная сторона деятельности церкви, направленная на освобождение рабов
С. Бахрушин
Прогрессивная сторона деятельности церкви заключается в ее стремлении ликвидировать найденные ею в Приднепровье элементы рабского труда, невыгодность которого была уже осознана в Византии. […] Таково резкое осуждение практики продажи крещеных рабов в «поганыя»; нарушающий это правило рассматривался «яко иноязычник и мытарь». Не менее горячо осуждается спекуляция на живом товаре: «Такоже иже кто продаст целядин, да елико за него давши, толико и взяти; аще ли лише, обретется наклады емля и прасоля живыми душами». Еще последовательнее проводятся мероприятия к облегчению выхода на свободу рабов. Эту цель преследуют многократные запрещения «изгойства», т.е. взимание излишней платы, сверх стоимости, за освобождение холопа. «А се паки горее всего, емлющим изгойство!» Строго воспрещается брать изгойство за детей вольноотпущенного, родившихся после его освобождения: «Аще ли кто искупиться на свободу, да вдасть цену, юже дали по нем, и потому свободен дети приживет и те имут имати на нем изгойство, то обретается, продая кровь неповинную и взыщется милостью». Моральная ответственность возлагается не только на продавца, но и на свидетеля и на суд, утверждающий сделку: «Не токмо свои души губяще, но и послух, вставающих по них и помогающих злобе их, и аще же приволочающе к своим злым и судьи многыми мздами и великими дары». В известных случаях церковь рекомендовала принудительный выкуп рабыни у господина. Наконец, церковь боролась и против незаконного порабощения свободных людей.
К вопросу о крещении Киевской Руси. // Историк-марксист. 1937. Кн. 2. С. 65.
Миниатюра: А.И.Павлова, В.Ф. Павлов «Крещение Руси»