Петр стремился придать своей самодержавной власти характер долга, а не произвола
С.Князьков
Стремясь всей своею жизнью придать своей самодержавной власти характер долга, а не произвола, Петр считал, что на его деятельность иначе нельзя смотреть, как на служение общему благу, и что жестокие меры на этом служении не есть тирания. В отношениях подданного к государю он устранил много рабского и холопского, унаследованного от прежних времен; он запретил в прошениях писаться уменьшительными именами, падать перед царем ниц, снимать шапки перед дворцом. «Менее низости, больше усердия к службе и верности ко мне и государству — вот почет, подобающий царю», — говорил Петр; Петр запрещал бить солдат, внушал своим подчиненным поступать «с противниками церкви с кротостью и разумом, по апостолу, а не так, как ныне, жестокими словами и отчуждением», Петр строил госпитали, богадельни, училища — все это слова и поступки не человеконенавистника, не азиатского деспота.
Но дело в том, что Петр, ценя и уважая человеческое достоинство вообще, резко делил людей на разделяющих образ его мыслей и на «упрямцев» и, насколько умел быть снисходителен к первым, настолько был упорен и жесток в преследовании вторых. Здесь-то и сказалось особенно, что Петр был сыном своего жестокого века, а тяжелое детство, отсутствие воспитанной привычки сдерживать свои порывы, ранняя самостоятельность, как царя, все это при страстной увлекающейся натуре и делало Петра иногда безудержным в жестокости.
Это двоякое отношение Петра к людям вызывало и к нему двоякое отношение у людей. «Упрямцы» его ненавидели как антихриста и людомора и в своей ненависти всегда были готовы перейти от слов и мыслей к делу. Заговоры против Петра и покушения на его жизнь — не плод фантазии: сын его желал ему смерти, духовник его, которому царевич поведал свою мысль, не остановил его, а лишенный сана за прикосновенность, к этому делу архиерей ростовский Досифей, глухо, но уверенно ссылаясь на то, что говорят о Петре в народе, при самом обряде лишения сана намекал, что в народе ждали смерти царя.
Но зато те, кому приходилось работать с Петром, те, кто умел усвоить себе величие совершаемого им дела и сознательно, вносил крупицу своего труда в его творческую деятельность, те боготворили Петра, были готовы идти за ним в огонь и в воду, защищали его и оправдывали во всех обвинениях, в жестокости.
Очерки из истории Петра. Великого и его времени. М., 1909. С. 180-181.