ОПЕКА В ДРЕВНЕЙ РУСИ
ОПЕКА В ДРЕВНЕЙ РУСИ. Со времени введения христианства на Руси порядок опеки определялся по Номоканону (см.: Кормчая), но с победой чисто русских юридических обычаев над обычаями византийскими были изданы новые, чисто русские законы об опеке. По новому закону Русской Правды порядок опеки был следующий: опека над малолетними детьми и имуществом, принадлежавшим им, назначалась только в том случае, если у них не было в живых ни отца, ни матери или когда мать их во второй раз выходила замуж. Если же она не вступала во второй брак, то относительно детей вполне заменяла мужа, пользовалась всеми его правами и становилась главой семейства. Дети не могли выходить из ее повиновения даже в таком случае, если она оставляла дом первого своего мужа и выходила замуж во второй раз, но тогда опекунами назначались или родственники отца, или второй муж матери. Имение покойного передавалось опекуну перед людьми, т. е. перед свидетелями, которые назначались от самого общества. По окончании опеки, когда дети вырастали, опекуны обязывались сдать это имение при свидетелях, и если что-либо из него истрачивалось опекунами, то опекуны обязаны были уплатить истраченное по оценке посторонних людей или тех же свидетелей. Но до окончания воспитания детей, во время управления их имениями, опекуны пользовались всеми доходами, получаемыми с земли и со всего имения; впрочем, приплод от скота и дети от рабов должны были поступать не в пользу опекунов, а в пользу находившихся под опекой наследников. Настоящее узаконение, очевидно, составлено в дополнение к Судному закону, в котором говорится только об опекуне и наследстве по завещанию, т. е. когда сам покойник назначил опекуна и разделил имение, об опеке же по закону в нем не упоминается. Т. о., настоящий отдел Русской Правды служил дополнением этого пробела. Законы об опеке, составленные в дополнение к Судному закону, чисто русского происхождения и заимствованы из исконных русских обычаев, а не из византийских узаконений, потому что, во-первых, опека над малолетними детьми назначалась по Русской Правде только в том случае, когда мать их выходила опять замуж, по римским же законам и над самой матерью назначалась опека. Такой порядок существовал во всей Западной Европе, где женщина постоянно находилась под опекой отца, мужа или старшего сына, и законодательство западноевропейских государств во взгляде на женщину резко отличается от древнего законодательства русского. Во-вторых, по настоящим узаконениям опекун пользовался, как вознаграждением за опеку, доходами с имений малолетних; напротив, в Судном законе нет и упоминания о вознаграждении за его хлопоты по опеке. С другой стороны, новые законы об опеке, помещенные в Русской Правде, представляют и заимствования из Судного закона. Они требуют, чтобы имение малолетних отдавалось опекуну при свидетелях. То же самое требование находим и в Судном законе, где предписано: «тому поручити имение устроити при послухи».