ОГОВОР

ОГОВОР, в старом русском праве означал указание подсудимого на не привлеченных к суду лиц как на своих соучастников. Русское дореформенное право использовало оговор довольно широко (Свод законов, т. XVI, изд. 1892), особенно в тех местностях, где не были введены судебные уставы Александра II. Постановления т. XVI заимствованы гл. обр. из главы XXI Уложения царя Алексея Михайловича, которое, в свою очередь, повторяет с несущественными изменениями предписания Уставной книги Разбойного приказа (2-я редакция 1617). В ст. 1 последней говорится: «И учнут (тати и разбойники) на себя и на товарыщев своих говорити, и по их язычным молкам оговорных людей имати». Затем к оговоренным применялись все средства процесса того времени, включая повальный обыск и пытки. Свод законов по изд. 1857 установил весьма подробные правила получения оговора из допроса (который отнюдь не должен быть пристрастным, ст. 171); какого рода оговор считается вероятным (ст. 190, сохранена и в изд. 1892 подст. 235), а именно: предписывалось не давать веры оговору, если он был направлен против тех лиц, по извету или доносу которых подсудимый был привлечен к суду; если оговор делался лишь с целью продлить следствие; если оговор делался по отбытии всего наказания или его части и был направлен против лиц, которые не возбуждали никакого подозрения. Далее предписывалось учинить очную ставку подсудимого с оговоренным; в случае отсутствия точных доказательств против оговоренного и запирательства последнего он оставлялся в подозрении, если повальный обыск давал неблагоприятные для него результаты, или, в противном случае, освобождался. Наконец, предписывалось не придавать оговору значения совершенного доказательства. Большинство этих постановлений в позднейшем издании свода не сохранилось, а ввиду постоянного распространения действия судебных уставов 1864 они потеряли практическое значение.