О священниках времен Петра I

С. Князьков

Небрежное отношение к себе и своему сану отража­лось даже на внешнем виде священников тех времен. Такой священник мало напоминал своим видом священ­ника наших дней. По словам современника, «священни­ки ходили в гнусных многошвейных одеждах, в белых некрашеных сукнах, коротких, с узкими рукавами и в лаптях. Иной такой пресвитер возложит на ся одежду златотканную (церковное облачение), а на ногах лапти во всякой грязи обваленные, а кафтан нижний весь гну­сен»… Неважно и поведение. Еще в XVII в. жаловались на безместных священников, кучками сидевших у Спас­ских ворот в Москве и на Варварке, что они «бесчинства чинят всякие, меж себя бранятся и укоризны чинят ска­редные и смехотворные, а иные меж себя играют и в кулачки бьются»… То же было и при Петре; по крайней мере, изданный им духовный регламент, указав на «не­стерпимое бесстудие» в поведении духовенства, предпи­сывает епископам смотреть, чтобы священнослужители хранили на себе благообразие, одежду бы имели хоть и убогую, но чистую и единой черной, а не иной краски, не ходили бы простовласы, не ложились бы спать по улицам, не пили бы по кабакам, «ибо таковыя неблаго­образия показуют их быти ярыжными»…

Купить оправу для очков Оптика Люри. Также на сайте можно заказать новые бизнес заказами курсовых!.

Грубость нравов низшего духовенства производит, по описаниям современников, по сохранившимся делам и расследованиям, предпринятым правительством, удручающее впечатление. В духовенстве особенно «укорени­лась сатанинская злоба безмерного хмельного упивания» с той мелкой и хвастливой «силой и храбростию к пи­тию», — по свидетельству тогдашнего высшего духовно­го начальства, — которая составляет единственную ду­шевную отраду измельчавшего, спившегося, ни на какой душевный подъем больше неспособного присяжного «питуха» из царева кабака. Драки в алтаре из-за молеб­на, т.е. из-за денег за молебен, побои семейных, не ис­ключая и родного отца, подлоги и плутовство всякого рода — вот в какой рамке рисуется обычный образ па­стыря и учителя петровских времен. […] Уважения к сану, который так недостойно носили священники, было мало — то и дело приходится наталкиваться в актах того времени на дела о священниках, которых сильные люди «беспощадно отогнали от церкви Божией», били, увечили…

Очерки из истории Петра Великого и его вре­мени. М, 1909. С. 446-447.