О священниках времен Петра I
С. Князьков
Небрежное отношение к себе и своему сану отражалось даже на внешнем виде священников тех времен. Такой священник мало напоминал своим видом священника наших дней. По словам современника, «священники ходили в гнусных многошвейных одеждах, в белых некрашеных сукнах, коротких, с узкими рукавами и в лаптях. Иной такой пресвитер возложит на ся одежду златотканную (церковное облачение), а на ногах лапти во всякой грязи обваленные, а кафтан нижний весь гнусен»… Неважно и поведение. Еще в XVII в. жаловались на безместных священников, кучками сидевших у Спасских ворот в Москве и на Варварке, что они «бесчинства чинят всякие, меж себя бранятся и укоризны чинят скаредные и смехотворные, а иные меж себя играют и в кулачки бьются»… То же было и при Петре; по крайней мере, изданный им духовный регламент, указав на «нестерпимое бесстудие» в поведении духовенства, предписывает епископам смотреть, чтобы священнослужители хранили на себе благообразие, одежду бы имели хоть и убогую, но чистую и единой черной, а не иной краски, не ходили бы простовласы, не ложились бы спать по улицам, не пили бы по кабакам, «ибо таковыя неблагообразия показуют их быти ярыжными»…
Купить оправу для очков Оптика Люри.
Грубость нравов низшего духовенства производит, по описаниям современников, по сохранившимся делам и расследованиям, предпринятым правительством, удручающее впечатление. В духовенстве особенно «укоренилась сатанинская злоба безмерного хмельного упивания» с той мелкой и хвастливой «силой и храбростию к питию», — по свидетельству тогдашнего высшего духовного начальства, — которая составляет единственную душевную отраду измельчавшего, спившегося, ни на какой душевный подъем больше неспособного присяжного «питуха» из царева кабака. Драки в алтаре из-за молебна, т.е. из-за денег за молебен, побои семейных, не исключая и родного отца, подлоги и плутовство всякого рода — вот в какой рамке рисуется обычный образ пастыря и учителя петровских времен. […] Уважения к сану, который так недостойно носили священники, было мало — то и дело приходится наталкиваться в актах того времени на дела о священниках, которых сильные люди «беспощадно отогнали от церкви Божией», били, увечили…
Очерки из истории Петра Великого и его времени. М, 1909. С. 446-447.