Народное миросозерцание XIX столетия
А. Фет (Шеншин)
Купить раватерм Баустов.
<…> Крепостной, принудительный труд не мог развить чувства личной инициативы ни в крестьянине, ни в барине. Ни в том ни в другом не могла развиться любовь к специальному делу. На это нужна не та школа, которую мы видим на Западе, а та, могучая, которую мы видеть не хотим, — школа нужды. Крестьянин не мог полюбить кормившую его ниву, ибо она была ему чужая и он только поневоле смотрел на нее — по пословице: с худой собаки хоть шерсти клок, каковое воззрение по тем же причинам сохранил и по сей день <…>.
Мужик остался без барина; некому запрещать ему расхищать свое поле и топтать распущенным скотом свои и чужие хлеба; а барину дали выкупные и возможность хоть за что-то свалить землю на руки того же расхитительного мужика, которому не учиться хозяйничать над худою собакой. И оба в восторге.
<…> Вырвавшись на гражданскую свободу, мы, ликуя с дешевкой в руках, вообразили, что выскочили не только изо всех условий и законов гражданской, но даже и всякой жизни. Мы не поняли, что чем более личной гражданской свободы, тем нелицеприятнее и строже должен быть закон общий.
<…> Оглянувшись на все нами изложенное, беспристрастный читатель вправе спросить: как же при всей этой неурядице страна еще дышит, кормится и, в общем, спокойна? Какой народ в состоянии жить при подобных условиях, когда экономическое воздержание и мирный настойчивый труд обвиняются в грабительстве, а бесшабашное пьянство и связанное с ним нерадение к своему и чужому имуществу находят поощрение и всевозможную защиту?
Ответив на последний вопрос словами: русский народ, мы, в сущности, отвечаем и на первый. В отдельном человеке, как и в целом народе, поступки составляют только проявление его образа мыслей, его миросозерцания, каково бы оно ни было. Опираясь на факты, можно смело сказать, что ни у одного народа его историческое миросозерцание не сливается до такой степени со всем его бытием, как у нашего. Этому тысячелетнему живительному миросозерцанию мы обязаны нашим современным дыханием. Им мы пока живы, вопреки новому разлагающему <…>. Народ еще не верит полной безнаказанности зла. А что наше народное миросозерцание тверже такого же у других народов — кидается в глаза.
Наши корни // Русский вестник. М., 1882. Т. 157. С. 492-493, 534-535, 515.