А. Никитенко Еще одна нравственная болезнь нашего, так называемого, мыслящего поколения — это беглость мысли. Мы не идем по пути мысли твердым логическим шагом, а бежим сломя голову, и притом без всякой определенной цели, часто влекомые одним только желанием отличиться и обратить на себя внимание. На этом бегу мы схватываем кое-какие идеи, познания, кое-какие убеждения,(…)
Российская империя
ПОЛЯКОВЫ - предприниматели, банкиры, участники железнодорожного строительства, братья: 1) Самуил Соломонович (1837-88), строитель и владелец ряда железных дорог, основатель многих банков. 2) Лазарь Соломонович (1842-1914), основатель банкирского дома в Москве, член правлении ряда банков и акционерных обществ, финансировал строительство хоральной синагоги в Москве. 3) Яков Соломонович (1832-1909), основатель ряда банков (в т.ч. в Персии), вице-президент Еврейского(…)
Москва — средоточие всех национальных религиозных чувств русского народа
А. Гакстгаузен Москва имеет значение для русского народа, какого ни один город ни в одной стране не имеет для своего народа. Она — средоточие всех национальных религиозных чувств русского народа. Во всей этой неизмеримой стране нет ни одного великоросса от Архангельска до Одессы, от Тобольска до Новгорода, который бы не говорил о “святой матушке” Москве(…)
“Бей жену — не горшок, не разобьется”
А. Рейнбот У нас развод вследствие пьянства невозможен; жена обязана терпеливо переносить побои и оскорбления пьяного мужа, переносить, как он отнимает у нее и пропивает ее заработок, пускает по миру семью; лишь с большим трудом и протекцией может она по усмотрению полицейских властей получить документ на отдельное жительство — другой защиты в законе она не(…)
“Боже, как грустна наша Россия”
Н. Бердяев Пушкин, прочитав “Мертвые души”, воскликнул: “Боже, как грустна наша Россия”. Это восклицала вся русская интеллигенция весь XIX век. И она пыталась уйти от непереносимой грусти русской действительности. Этой идеальной действительностью была или допетровская Россия, или Запад, или грядущая революция. Русская эмоциональная революционность определялась этой непереносимостью действительности, ее неправдой и уродством. При этом переоценивалось(…)
“В нем света мало, но теплоты много”
В. Вейдле Можно сказать, что там, где кончаются “личные отношения”, начинается сразу ими же вызванная антитеза: царство сугубо механического государственного устройства, “военщины”, “казенщины”, того, за что проклинали Петра и ненавидели Николая I, за что, в частности, так ненавидел его Толстой. Противоположность нужно видеть здесь не между самодержавием и свободой, а между бездушием государственной машины и(…)
“Взятки — хлеб насущный”
И. Рева Говорят, история не стоит. Может быть это и верно, только не для здешних мест (Архангельская губ. — С. И.); по крайней мере остается без движения ее, так сказать, административная сторона. Как прежде воеводы, дьяки и всякая иная приказная строка двигалась с юга на далекий север, “в нормы”, так и теперь исправники и иной(…)
“Горе народам, которые побивают камнями своих пророков!
А. Герцен Ужасный, скорбный удел уготован у нас всякому, кто осмелится поднять свою голову выше уровня, начертанного императорским скипетром; будь то поэт, гражданин, мыслитель — всех их толкает в могилу неумолимый рок. История нашей литературы — это или мартиролог, или реестр каторги. Погибают даже те, которых пощадило правительство, — едва успев расцвести, они спешат расстаться(…)
“Гром не грянет — мужик не перекрестится”
А. Герцен Русский народ религиозен, потому что народ при современных политических условиях не может оставаться без религии. Просвещенное сознание — следствие прогресса; истина и мысль до сих пор существуют лишь для немногих. Народу же религия заменяет все, она отвечает на все его эстетические и философские вопросы, возникающие в человеческой душе на всех ступенях развития. Фантастическая(…)
“Гулящие люди”
Н. Голикова В ряде городов Поволжья число «пришлых людей» не уступало по количеству местному посадскому населению […]. Одни уходили в город на заработки с разрешения своих владельцев. Другая часть состояла из лиц, называвших себя «гулящими людьми». […] Для правительства не оставалось тайной присутствие среди «гулящих людей» большого количества зависимых беглых людей. […] На Волге можно(…)
“Гусляки”, “шувалики”, “косулинские нищие”
С. Максимов Одни в самом деле нищают, придя по силе обстоятельств в крайнюю бедность и, при недостатке сил и энергии, ноют под чужими окнами и вымаливают себе насущную помощь. Другие, с примера и в подражание этим, нищатся, как верно выражаются в деревнях, т. е. притворяются нищими и побираются именем Христовым без нужды. Все они одной(…)
“Доводы сердца” выше воли и рассудка
Ф. Достоевский <…> Наш народ <…> готов забыть целые муки за одно ласковое слово. Записки из Мертвого дома // Полн. собр. соч. в 30 т. Л., 1972. Т. 4.С. 150. Н. Гоголь Поощрение слишком важная вещь для русского человека. Н.В. Гоголь — С. П. Шевыреву. 1844 // Полн. собр. соч. в 14 т. М., 1952.(…)
“За границей русский чувствует себя на воле”
Де Белькур […] за границей русский чувствует себя на воле, а в России же он задумчив, мрачен, боязлив и принижен до подлости пред теми, в ком нуждается. Заметки француза о Москве в 1774 году. Публикация Н.И. Дмитриева//Русский архив. 1875. Кн. 11. С. 280.
“Как ни молись, а все чертям достанется”
B. Ключевский Русское духовенство всегда учило паству свою не познавать и любить Бога, а только бояться чертей, которых оно же и расплодило со своими попадьями. Нивелировка русского рыхлого сердца этим жупельным страхом — единственное дело, удавшееся этому тунеядному сословию. <…> Русский простолюдин — православный — отбывает свою веру, как церковную повинность, наложенную на него для(…)
“Многоярусный” быт русской провинции
Н. Гиляров-Платонов Один из умнейших людей России (П.В. Киреевский) говаривал, что Россия живет в многоярусном быте. Часть не дошла еще до XVIII столетия, а где-нибудь в Пинских лесах, отрезываемых от остального мира болотами на целые полгода <…>, живо, пожалуй, XIII столетие. Подобные же границы столетий пролегают и в одной местности, но в разных слоях населения.(…)
“Москва близко! Москвой пахнет!”
М. Салтыков-Щедрин <…> Известно, что никто не выделяет такую массу естественных зловоний, как благополучный человек. Что ему! Щи ему дают такие, что не продуешь; каши горшок принесут — и там в середке просверлена дыра, налитая маслом; стало быть, и тут не продуешь. И так до трех раз в день, не говоря об чаях и сбитнях,(…)
“Мы все учились понемногу…”
И. Бунин “Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь”. Да и делали мы тоже только кое-что, что придется, иногда очень горячо и очень талантливо, а все-таки по большей части как Бог на душу положит — один Петербург подтягивал. Длительным будничным трудом мы брезговали, белоручки были, в сущности, страшные. А отсюда, между прочим, и идеализм наш,(…)
“На всех московских есть особый отпечаток”
Г. Федотов В татарской школе, на московской службе выковался особый тип русского человека — московский тип, исторически самый крепкий и устойчивый из всех сменяющихся образов русского национального лица. Этот тип психологически представляет сплав северного великоросса с кочевым степняком, отлитый в формы осифлянского православия. Что поражает в нем прежде всего, особенно по сравнению с русскими людьми(…)
“Назад, в Россию!”
П. Кропоткин “Назад, в Россию!” — такова мечта, неустанно преследующая всякого ссыльного. Его могут сослать на Сахалин, но мысли его непрестанно обращены к Западу и даже с Сахалина он будет всячески пытаться вернуться в свою родную деревню, увидать свою заброшенную избу. <…> До тех пор пока бродяги ничего не украли, они могут быть уверены, что(…)
“Общество” и “народ” Архангельской губернии
И. Рева <…> Здесь, на севере (Архангельская губ. — С. Я.), того элемента, который принято в обществе и литературе называть интеллигенцией, нет; по крайней мере, мне не случалось видеть его или встречаться с ним. Есть чиновники, есть купцы, есть мещане, есть крестьяне (между этими двумя классами не только резкой, но и никакой, кажется, разницы не(…)
“Отбывание школы” — тяжкая повинность
А. Энгельгардт Можете себе представить, каково было мое удивление, когда вскоре после моего водворения в деревне ко мне раз пришел мужик с просьбою заступиться за него потому, что у него не в очередь берут сына в школу. —Заступись, обижают, — говорил он, — сына не в очередь в школу требуют, мой сын прошлую зиму школу(…)
“Повесить! Непременно повесить, дабы народ видел”
В. Ленин В Пензу. Товарищам Кураеву, Бош, Минкину и другим пензенским коммунистам. Товарищи! Восстание пяти волостей кулачья должно повести к беспощадному подавлению. Этого требует интерес всей революции, ибо теперь везде “последний решительный бой” с кулачьем. Образец надо дать. 1) Повесить (непременно повесить, дабы народ видел) не меньше 100 заведомых кулаков, богатеев, кровопийцев. 2) Опубликовать их(…)
“Сибирский” — не “российский”
П. Небольсин Коренной сибиряк-мужик стоит в отношении благосостояния на высшей точке в сравнении с великороссийским мужиком <…>. Черты лица его и взор показывают в нем человека умного, но скрытного и чрезвычайно хитрого; он не разговорчив и отделывается от расспросов постороннего человека учтивым вы, хотя бы разговаривал с таким же, как и сам крестьянином, и многознаменательным(…)
“Учиться навигации зимой, а летом ходить на море”
П. Пекарский Впоследствии времени не мало было отправлено в Голландию учеников, кончивших учение в навигацкой школе: о заграничной жизни этих навигаторов — так называли их тогда — сохранились известия в делах Главного морского архива. Князь Иван Львов нарочно жил в Голландии, надзирая за учившимися там русскими, и нередко писал на них жалобы. […] В одном(…)
“Хлеба с душу и денег с нужу”
И. Васьянов Автору “Писем из деревни” удалось подметить весьма характерное словцо разжившегося мужика, у которого хотели нанять лошадей до ближайшего полустанка, отстоящего всего на шесть верст: “Не, не поеду, вишь какая ростепель, мокреть на дороге, поспрошай в другом дворе, може кто и поедет, а я не поеду”. <…> Это та возможная будущность, которая ожидала бы(…)