ДУХОВНЫЙ СУД
ДУХОВНЫЙ СУД, церковный судебный орган, ведавший преступлениями и проступками людей, принадлежавших к клиру, а по некоторым делам распространявший свою власть и на мирян. В Церкви первых веков христианства церковный суд состоял из двух инстанций — суда епископского и суда на Поместном Соборе.
По законам России до 1917 в Русской Православной Церкви различались две инстанции духовного суда — суд епархиальный и суд Святейшего Синода, в который переходили дела по апелляциям и частным жалобам, а также по жалобам на епископов.
Епархиальному суду подлежали: 1) люди духовного звания епархиального ведомства: а) по проступкам и преступлениям против должности, благочиния и благоповедения; б) по взаимным спорам, могущим возникать из пользования движимой и недвижимой церковной собственностью; в) по жалобам духовных и светских лиц в обидах и нарушении бесспорных обязательств и просьбам о побуждении к уплате бесспорных долгов; 2) люди светского звания: а) по делам о браках, совершенных незаконно; б) по делам о прекращении и расторжении браков; в) по случаям, в которых нужно было удостоверение о действительности события браков и рождений от законного брака; г) по проступкам и преступлениям, подвергавшим виновного церковной епитимии (ст. 148 Устава духовной консистории). Из дел по проступкам и преступлениям, подвергавшим виновного церковной епитимии, многие начинались в уголовном суде и затем уже переходили в суд духовный — для назначения епитимии. Дела о браках, совершенных по насилию, обману или в сумасшествии одного или обоих брачующихся, рассматривались уголовным судом, но приговор его сообщался суду духовному — для решения вопроса о действительности или недействительности брака и об ответственности венчавшего подобный брак причта. Дела же о многобрачии и кровосмешении, хотя начинались в уголовном суде, но для постановления решения его требовалось предварительное определение суда духовного о том, что брак действительно существовал уже при заключении виновным нового брака и что данные отношения между обвиняемыми есть несомненное кровосмешение. В Святейший Синод, как уже сказано, судные дела поступали или по апелляционным, или по частным жалобам на суды епархиальные, причем для первых существовал определенный срок (семь дней на изъявление довольства или недовольства решением и затем месяц со дня изъявления недовольства решением), а вторые могли подаваться в любое время, притом или непосредственно в Синод, или через местное епархиальное начальство.
Что касается наказаний, налагавшихся по церковному суду, то здесь следует различать внутренний, закрытый суд церковный, осуществлявшийся на исповеди, где виновный осуждал себя сам, а наказание заменялось прощением согрешений, разрешением грехов, и суд открытый, ведавший наиболее тяжкими преступлениями. На последнем применялось в виде наказания отлучение, имевшее три вида, или степени: лишение приобщения Св. Таин на время, лишение не только приобщения, но и участия в молитвах церковных и, наконец, полное отлучение от общества верующих. Для клириков полагались наказания иные, чем для мирян.
Устав духовных консисторий предусматривал следующие виды церковных наказаний: 1) лишение священного сана и исключение из духовного ведомства; 2) лишение сана с оставлением в духовном ведомстве на низших должностях; 3) временное запрещение в священнослужении с отрешением от должности и низведением в причетники; 4) временное запрещение в священнослужении, без отрешения от места, но с возложением епитимии в монастыре или на месте; 5) временное испытание в монастыре или архиерейском доме; 6) отрешение от места; 7) исключение за штат; 8) усугубление надзора; 9) пеня и денежное взыскание; 10) поклоны; 11) строгий или простой выговор; 12) замечание.