АВТОКЕФАЛЬНАЯ ЦЕРКОВЬ
(от греческого avtos — сам и kephale — голова), самоуправляющаяся, административно не-зависимая православная церковь. Первые А. ц. возникли в процессе обособления патриархатов и митрополий провинции Византии. В настоящее время существуют 15 А. н., в числе которых Русская православная церковь. Грузинская православная церковь, Американская православная церковь.
Понятие
С точки зрения канонического права категория автокефалии имеет прикладной характер. Она призвана помогать организовывать иерархически структурированные общины в поместную Церковь. Автокефальными являются те поместные Церкви, которые, будучи частямиВселенской Церкви, пользуются наибольшей степенью самоуправления. Автокефальная Церковь вполне самостоятельна по отношению к иным автокефальным Церквам, хотя все они, являясь частями Церкви Вселенской, взаимозависимы. (Подробнее о совмещении единства и множественности Церкви см. в ст. поместная Церковь).
Сущность автокефалии в том, что предстоятель автокефальной Церкви избирается и поставляется собственными архиереями, без получения разрешения либо согласования других автокефальных Церквей. При этом в поставлении могут принимать участие, в качестве приглашенных, и владыки других автокефальных Церквей.
Кроме независимости в избрании и поставлении первоиерарха, самостоятельность автокефальных Церквей обыкновенно выражается в:
- праве издания своих законов и правил (таких как Уставы (Положения) поместных Церквей)
- самостоятельном определении своего устройства и управления
- самостоятельном освящении для себя святого мира
- праве самостоятельно канонизировать своих святых
- составлении и введении в употребление новых чинопоследований и песнопений (при условии сохранения догматического учения, содержащегося в богослужебных текстах)
- независимости в принятии решений в административной сфере
- самостоятельности в области церковного суда
- праве созывать свои Поместные Соборы
- праве инициирования созыва Вселенского Собора
Автокефалия как самостоятельность внутреннего управления в Церкви имеет естественные ограничения, связанные с общецерковным единством. Все автокефальные Церкви тождественны друг другу, будучи отделены не вероучительно и духовно, а лишь территориально и административно, в рамках Единой Вселенской Церкви. Каждая поместная Православная Церковь, возглавляемая своим предстоятелем, являет собой всю полноту Единой, Святой, Соборной, и Апостольской Православной Церкви, к которой одинаково принадлежат все прочие поместные Церкви.
Самостоятельность автокефальных Церквей ограничена соборным единством в областях:
- догматов — только Вселенской Церкви принадлежит право свято хранить, выражать и толковать Богооткровенную истину, никаким образом не изменяя сущность веры и истины
- канонов — применяя святые каноны к местным условиям, их соблюдают все поместные Церкви; важнейшие канонические вопросы подлежат совместному ведению всей Вселенской Церкви
- богослужения — литургическая жизнь каждой поместной Церкви должна соответствовать единому догматическому учению и стремиться к единообразию в основных нормах; важнейшие канонические вопросы подлежат совместному ведению всей Вселенской Церкви
Единство автокефальных Церквей выражается также в совместном литургическом служении и во внесении имен их предстоятелей в диптихи, оглашаемые на литургии (как правило, в случае ее совершения предстоятелем той или иной автокефальной Церкви). Это единство основывается на том, что в каждой из поместных Церквей, как и в каждом православном храме, совершается истинная Евхаристия, к которой христиане приобщаются через Таинство Причащения. Только в единстве всех православных общин между собой возможно достигнуть полноты церковной жизни и пребывать в единстве с Богом.
Перечень автокефальных Церквей
Обычно перечисление автокефальных Церквей совершается в порядке диптиха (см. подробнее), который несколько различается в разных поместных Церквах. В современном обиходе Русской Православной Церкви в диптих автокефалий входят Церкви:
- управляемые патриархами:
- Константинопольская
- Александрийская
- Антиохийская
- Иерусалимская
- Русская
- Грузинская
- Сербская
- Румынская
- Болгарская
- управляемые архиепископами:
- Кипрская
- Элладская
- Албанская
- управляемые митрополитами:
- Польская
- Чешских земель и Словакии
- В Америке
С VI века, когда впервые известно об употреблении понятия «автокефалия» в смысле вполне самостоятельной поместной Церкви, существовали также ряд иных автокефальных поместных Церквей, среди которых (в порядке первоиераршего сана и алфавита):
- управлявшиеся патриархами:
- Карловацкая
- Римская
- управлявшиеся архиепископами:
- Перво-Юстинианинская
- Равеннская
- управлявшиеся митрополитами:
- Буковинская
- Трансильванская (Сибиуская, Германштадская)
- Черногорская
Современное состояние вопроса
Ныне понимание автокефалии остаётся сильно политизированным и включает в себя много аспектов не имеющих отношения к каноническому праву и экклезиологии. Автокефалия продолжает широко расценивается в секуляризированных кругах как проявление и обязательный атрибут национальной независимости и самодостаточности. Такое превратное понимание продолжает порождать нестрояния и расколы, из которых на территории Русской Церкви наиболее значительным является т.н. «Киевский Патриархат».
Вопрос о праве предоставлять автокефалию продолжает оставаться острым и сложным. Наиболее напряженным в этом отношении является противостояние вокруг Православной Церкви в Америке. Вскоре после дарования ей автокефалии Русской Церковью в 1970 году все прочие поместные Церкви разделились — только Грузинская, Болгарская, Чехословацкая и Польская Церкви признали новую автокефалию.
Понимание сути института автокефалии, его канонического содержания и значения этого института для единства Православной Церкви в основном совпадают среди всех поместных Церквей. Основные расхождения относятся к способу провозглашения автокефалии, т.е. к установленной процедуре и к компетентной церковной власти, начинающей эту процедуру.
- Русская, Румынская, Болгарская, Польская и другие Церкви настаивают на самостоятельном праве каждой автокефальной Церкви даровать автокефалию конкретной части ее юрисдикции, если имеются все необходимые конкретные предпосылки.
- Ряд Церквей, прежде всего Константинопольская, Александрийская, Иерусалимская и Элладская, ведущую роль в процессе дарования автокефалии отводят Константинопольскому патриарху.
В рамках Всеправославных предсоборных совещаний и межправославных подготовительных комиссий проходит подготовка предложений, устанавливающих общеправославно признанную процедуру предоставления автокефалии. Предполагается, что они будут рассмотрены на будущем Великом Соборе Православной Церкви и, в случае принятия такой процедуры, должны исчезнуть многие сложности в жизни Церкви.