АРМЯНЕ

АРМЯНЕ (самоназвание-хай), народ, основное население Армении. В Российской федерации 532,4 тыс. человек. Язык армянский индоевропейской семьи языков. Верующие — в основном христиане-монофизиты.

Численность

Общая численность от 7,3 до 11,2 млн., из них в Армении 3 145 354 (перепись 2001 г.), РФ — 1 130 491 (перепись 2002 г.), во Франции 800 000 человек, в США от 388 тысяч до 1,5 миллионов и т. д. Крупные армянские диаспоры существуют в Иране (до 0,5 млн чел.), в Грузии (250 тыс. чел., составляя там 5,7 % населения в 2002 г.), на Украине (100 тыс.), в Польше (около 100 тыс. по происхождению), в странах Ближнего Востока (до 0,5 млн.), Канаде (до 100 тыс.), Аргентине (от 130 до 180 тыс.), Бразилии, Австралии. Значительное количество армян проживает также в непризнанной Нагорно-Карабахской Республике (137 тыс. чел., составляя там до 99% населения). Часть армян, в основном ассимилированная и исламизированная (см. хемшилы), проживает в Турции, в большей части в Стамбуле, а также в исторической Западной Армении на востоке этой страны, откуда большая часть армян была изгнана или истреблена (до 1 — 2 млн чел. убитых) Османской империей в ходе геноцида в 1915 году.

Армянка из Шемахи. Армяне. Фотограф Ф. Орден.1897 г.

Армянка из Шемахи. Армяне. Фотограф Ф. Орден.1897 г.

Происхождение

Армяне — один из древнейших народов. Армянская нация образовалась из населения Урарты, племён мушков. Название страны Арми́ния, в которой проживали армины, встречается впервые в Бехистунской надписи персидского царя Дария I, в 522 до н. э.

Согласно армянским историкам (Мовсес Хоренаци и другим) в Армению переселялись и пленные евреи. Талмуд также называет Армению, как страну изгнания 10 Пропавших колен Израиля. Из этих евреев происходит даже армянский царский род Багратуни.

Армяне — один из великих народов в истории. Дэвид Лэнг в своей книге «Armenia: Cradle of Civilization» («Армения: Колыбель цивилизации») отмечает: «вклад армян в цивилизацию несоизмеримо велик по сравнению с их численностью».

Завершение формирования армянского народа относится к IV—II вв. до н. э. Уже к I веку до н. э. армянский язык по свидетельству Страбона являлся языком подавляющего большинства населения Армянского нагорья. В 80-е — 70-е гг. до н. э. Великая Армения — сильнейшее государство Передней Азии во время правления Тиграна II.

Армяне дали множество учёных, писателей, политиков, полководцев, актёров, музыкантов и т. д.

Армяне традиционно сильны в бизнесе.

Язык

Армянский язык относится к индоевропейской языковой семье, среди которых выделяется в отдельную группу и является одним из древнеписьменных.

Формирование армянского языка связано с процессом образования армянской народности. Праармянское население, находившееся в меньшинстве, этнически растворилось в населявших Армянское нагорье хурритах, урартах, лувийцах и семитах, сохранив, однако, основу своего языка и лишь восприняв крупный пласт заимствований из других языков. Исследования показывают, что фонетика армянского языка в значительной мере воспроизводит урартский язык.

Религия

Армянская церковь одна из древнейших христианских церквей мира. Согласно преданию первыми проповедниками христианства на территории Армении были апостолы Фаддей и Варфолемей. В начале IV века государство Великая Армения официально приняла христианство в качестве государственной и единственной религии Армянского царства. Таким образом, Великая Армения стала первым в истории христианским государством. Уже с 366 года, после Вагаршапатского собора, предстоятели Армянской церкви стали избираться и посвящаться в Армении. Примерно в 404 году в Вагаршапатском соборе было принято решение создать армянский алфавит, перевести на армянский язык Библию и отменить в стране греческую и сирийскую письменность. Эта историческая миссия была успешно осуществлена в 406 году Месропом Маштоцем. В 506 году на Двинском церковном соборе Армянская апостольская церковь окончательно отделилась от византийской догаматики и стала автокефальной. Именно это историческое событие в дальнейшем определило идеологическую, общественную и политическую основу раннесредневековой Армении.

Крестовоздвиженская церковь — армянская апостольская церковь в Москве

Крестовоздвиженская церковь — армянская апостольская церковь в Москве

В отличие от православной и католической церквей, Армянская апостольская церковь признает у Иисуса Христа божеское и человеческое начало в единстве, в единой природе, в связи с чем Армянская апостольская церковь называется монофизитской. После Халкедонского собора, догматика Армянской апостольской церкви достаточно существенно разошлась с догматикой почти всех других существовавших на тот момент христианских конфессий. Как это обстоятельство, так и обстоятельство проживания армян в окружении народов, инородных и по культуре, и по религии, и по языку, послужило одной из причин возникновения представления об избранности армянской нации.

Большинство верующих — христиане, относящиеся к Армянской Апостольской Церкви. Есть также армяне-католики и армяне-евангелисты. Широко распространено среди армян и псевдопротестантское сектантство. Принявших греко-православие, по догматико-каноническим причинам единицы. Исламизированные армяне Турции часто считаются самостоятельным этносом — хемшилами, большинство из них исповедует суннизм ханафитского толка. Есть армяне-атеисты.

Культура Армении

История культуры формированного армянского народа берет начало с VI—V веков до. н. э. и является продолжением еще более древней культуры Урарту. Как отмечает авторитетная энциклопедия «Британника» Армения один из древнейших центров мировой цивилизации.

Армянский фольклор чрезвычайно богат и разнообразен. Основой его считаются древние мифы о происхождении богов, возникшие еще в языческую (эллинистическую) эпоху.

Сами известными являются миф об умирающем и воскресающем боге Ара Прекрасном и его войне с царицей Шамирам (Семирамидой), миф о Хайке и расселении его потомков на территории Армении, мифы о Ваагне — армянском Геракле, а также эпические сказания о царях и борьбе с завоевателями.

Армянка

Армянка

Согласно древнеармянской мифологии во главе пантеона стал Арамазд, отец богов. За ним следовал ряд божеств — Ваагн — бог войны, бог, поражающий драконов, и богиня Анаит — покровительница страны. Боги Михр (Митра) и Тир в разное время выступали как солнечные божества, а последний из них считался также богом мудрости и письма. Известны также божества Нанэ и Астхик — богиня любви.

Помимо мифов о богах и героях, в древней Армении были широко распространены и эпические сказания, посвященные выдающимся историческим личностям — царям Ерванду, Арташесу, Тиграну, Трдату, Санатруку и другим. Во многих вариантах известен героический средневековый эпос «Давид Сасунский» об истории нескольких поколений, боровшихся за свободу, против арабского ига. Многочисленны басни, в том числе и песенные, сказания и сказки, пословицы и загадки.

Также в статье отдельно рассматривается культура других народов и народностей, проживавших и проживающих на территории Армении и государств, предшествующих современной Армении и Армянской ССР.

Армянское жилище

Как правило, в армянских селениях стояли традиционные дома. У них есть многие свои особенности. Если бы вы зашли в такое жилище, вы увидели бы перед собой квадратную постройку, в которой стены каменные, а крыша — земляная, установленная на деревянных столбах.

Единственный источник света здесь — это окно или дымоход в крыше. Конечно, тогда еще в домах установка видеонаблюдения не была традиционной. А на большом возвышении в таком доме размещен был открытый очаг со врытой в него глиняной печью. Пользовались и пристенным очагом, в смысле, камином. Долго у армян внутреннее убранство жилых помещений было неизменным.

Традиционные жилища армян

Традиционные жилища армян

Главное место в традиционном армянском доме отводилось сундукам, полкам с медной, глиняной и деревянной посудой, и особого вида передвижному деревянному амбару на ножках, в котором были отделения для муки и зерна. Армяне сидели на подстилках на полу, трапезничая за низким столиком либо же за скатертью, расстеленной на полу.

Занятия

Традиционными занятиями были земледелие и скотоводство. Жилища строили со стенами из глины, расположение домов скученное. Мужская одежда: рубаха с низким воротом, широкие шаровары, меховые шапки. Женская одежда: передники, расшитые накидки. Обувь из мягкой кожи. Пища –зерновые продукты, сыр, масло, плов, молоко. Семья патриархальная. Главными чертами характера являются трудолюбие, чуткость, толерантность, ответственность. Именно такими мы видим армян-учеников нашей школы.

Одежда армянского народа

Основу традиционного мужского костюма у всех армян составляла сшитая из хлопка или шелка цветная рубашка «шапик» с низким воротом и боковой застежкой и широкие шаровары «шалвар» из темной шерсти или хлопка, обычно синего цвета, с широким подрубным швом на талии, в который продевалась опояска хонджан-тканая узорчатая и довольно плотная тесьма шириной примерно в 2 см с кистями на концах, застегивавшаяся спереди. Сельские жители обычно носили шалвары с обмотками, из-под которых был виден узор вязаных шерстяных носков.

Одежда армянского народа

Одежда армянского народа

Поверх нательной рубашки восточные армяне надевали хлопчатобумажный или шелковый архалух — распашную одежду с низким стоячим воротником, застегивающуюся от воротника до талии на крючки или мелкие пуговицы и доходившую до колен. Поверх архалуха носили длинную темную шерстяную чуху (тип черкески) с откидными, свисающими с плеч рукавами, присборенную в талии и подпоясанную узким матерчатым, чаще кожаным, а позднее наборным серебряным поясом с высокой пряжкой. Эти массивные дорогие пояса обычно предпочитали ремесленники, по их словам, пояс был своего рода «капиталом на погребение».
Армяне западных областей вместо архалуха носили особый жилет-елак, из-под которого была видна расшитая спереди и на рукавах рубашка, ворот которой застегивался с левой стороны. На елак надевали бачкон — короткую, до талии, куртку с цельнокроеными рукавами и без застежек.
Зимой мужчины обычно надевали широкие шубы из дубленой овчины без пояса. В западноармянских областях были больше распространены короткие безрукавки из козьего меха — казахик.
Традиционная женская одежда восточных и западных армян была более однородна. Она состояла из длинной рубахи-халав (у восточных армян красной, у западных белой) с косыми клиньями по бокам, с широкими и прямыми рукавами с ластовицами, с круглым вырезом горловины, с расшитым продольным разрезом на груди, под которую надевали длинные штаны «похан». Поверх восточные армянки надевали длинный архалух, сшитый из ситца, сатина или шелка, обычно синего, зеленого или фиолетового цвета, с изящным длинным вырезом на груди, застегивающийся только на талии. Ниже бедер архалух имел боковые разрезы, так что получалось три полы — широкая сзади и две узкие, распашные спреди.