Петр I и русский народ

А. Галкин

[…] сторонников Петра все-таки было очень и очень немного. Уже в конце его царствования Посошков с грустью замечал, что «великий наш монарх трудит себя, да пособников у него немного: он на гору сам-десят тянет, а под гору миллионы тянут». […] Во все продол­жение царствования Петра народ никак не мог себе уяснить, что делается на Руси. Ни причин преобразова­ний, ни цели он не понимал, приписывая их непонят­ному капризу царя. Сделать беспристрастную оценку ре­формам Петра мешало еще то обстоятельство, что они были обращены к народу двумя невыгодными сторона­ми: во-первых, они до крайности напрягали народный труд, платежные силы страны, и, во-вторых, казались непонятной ломкой вековых обычаев. Правда, тяжелые подати не были новостью для народа, «новшества» тоже вводились и раньше Петра, но тогда ответственность за все падала не на царя, а на его советников, на бояр. Царь, по народному представлению, сидел где-то далеко и высоко и был окружен неземным величием.

Петр спустился с этой заоблачной высоты и стал ли­цом к лицу с народом. И странной показалась народу его могучая фигура! То, что народ увидел в Петре, никак не вязалось с народным представлением о благочести­вейшем русском государе. Пред изумленным взором русского человека благочестивейший государь предстал в кургузом немецком камзоле, в заштопанных башмаках, с топором в мозолистой руке, с трубкой в зубах! Царь работал как простой поденщик, ругался и дрался как гвардейский офицер, пил как сапожник…

[…] Народная фантазия стала усиленно работать над | объяснением поведения и деятельности Петра. Кто же, в самом деле, Петр и к чему клонится его деятельность? Подлинный ли он царь?

В ответ на это народное творчество эпохи Петра со­здало о нем несколько любопытных легенд. Одни из них гласили, что Петр — самозванец, а другие доказывали, что Петр — антихрист.

Происхождение легенд о самозванстве Петра стоит в тесной связи с его заграничной поездкой. Петр, по возвращении из-за границы, стал вести странный образ жизни и делать странные дела: он ввел брадобритие и немецкое платье, велел курить табак, переказнил стрель­цов, прогнал от себя свою жену, царицу Авдотью Федоровну, и стал жить с «девкой Монсовой». Все это страшно поражало народ. Почему царь стал таким басурманом? Сначала русский человек, по своему обык­новению, объяснил это порчей: «Немцы царя обошли!» Однако такое объяснение многих не удовлетворяло. Ка­залось невероятным, чтобы русский царь, хоть и порче­ный, мог так грубо и жестоко издеваться над народными обычаями и верованиями. Очевидно, тут дело не в порче, а в чем-то другом, более серьезном. Народная фантазия стала работать над разрешением загадки. Петр поехал за границу, — это так, но Петр ли вернулся из-за гра­ницы?..

В ответ на это одна из легенд обстоятельно расска­зывала, что настоящий царь Петр погиб в немецкой зем­ле, а вместо него немцы прислали на Русь кого-то дру­гого, из своих, чтобы обусурманить православных. Вот как это случилось: «Когда государь, со своими боярами, ходил по немецким землям, то попал он в Стекольное царство (по народной географической терминологии так называлась Швеция — Стокгольмское царство). Это царство в то время держала девица, и та девица над государем ругалась, ставила его на горячую сковороду и, сняв со сковороды, велела его бросить в темницу. Однако чрез некоторое время стекольная царица, по слу­чаю своих именин, выпустила Петра на свободу.

Царь пришел к боярам (которые сопровождали его в заграничном путешествии), но бояре перекрестясь сде­лали бочку, набили в нее гвоздей, да в ту бочку государя и положили и выкинули в море. Узнал про это хитрый немец, приехал на Русь и назвался Петром». Таким об­разом, заканчивала легенда, у нас на Руси царствует немчин-самозванец, а настоящий государь «в немцах, в бочку закован да в море пущен». […]

Противники преобразований не остановились и на немецком происхождении Петра и, если можно так вы­разиться, пошли еще дальше. Известно, что русское об­щество в 17 веке страдало своего рода болезнью, кото­рую можно назвать латинобоязнью. Реформы Преобра­зователя, его решительный поворот в сторону еретиче­ского Запада и дали основание значительной части русского общества, особенно раскольникам, провозгласить Петра антихристом.

Петр Великий и отношение к нему современ­ников. М., 1912. С. 10-13.