Петр I и русский народ
А. Галкин
[…] сторонников Петра все-таки было очень и очень немного. Уже в конце его царствования Посошков с грустью замечал, что «великий наш монарх трудит себя, да пособников у него немного: он на гору сам-десят тянет, а под гору миллионы тянут». […] Во все продолжение царствования Петра народ никак не мог себе уяснить, что делается на Руси. Ни причин преобразований, ни цели он не понимал, приписывая их непонятному капризу царя. Сделать беспристрастную оценку реформам Петра мешало еще то обстоятельство, что они были обращены к народу двумя невыгодными сторонами: во-первых, они до крайности напрягали народный труд, платежные силы страны, и, во-вторых, казались непонятной ломкой вековых обычаев. Правда, тяжелые подати не были новостью для народа, «новшества» тоже вводились и раньше Петра, но тогда ответственность за все падала не на царя, а на его советников, на бояр. Царь, по народному представлению, сидел где-то далеко и высоко и был окружен неземным величием.
Петр спустился с этой заоблачной высоты и стал лицом к лицу с народом. И странной показалась народу его могучая фигура! То, что народ увидел в Петре, никак не вязалось с народным представлением о благочестивейшем русском государе. Пред изумленным взором русского человека благочестивейший государь предстал в кургузом немецком камзоле, в заштопанных башмаках, с топором в мозолистой руке, с трубкой в зубах! Царь работал как простой поденщик, ругался и дрался как гвардейский офицер, пил как сапожник…
[…] Народная фантазия стала усиленно работать над | объяснением поведения и деятельности Петра. Кто же, в самом деле, Петр и к чему клонится его деятельность? Подлинный ли он царь?
В ответ на это народное творчество эпохи Петра создало о нем несколько любопытных легенд. Одни из них гласили, что Петр — самозванец, а другие доказывали, что Петр — антихрист.
Происхождение легенд о самозванстве Петра стоит в тесной связи с его заграничной поездкой. Петр, по возвращении из-за границы, стал вести странный образ жизни и делать странные дела: он ввел брадобритие и немецкое платье, велел курить табак, переказнил стрельцов, прогнал от себя свою жену, царицу Авдотью Федоровну, и стал жить с «девкой Монсовой». Все это страшно поражало народ. Почему царь стал таким басурманом? Сначала русский человек, по своему обыкновению, объяснил это порчей: «Немцы царя обошли!» Однако такое объяснение многих не удовлетворяло. Казалось невероятным, чтобы русский царь, хоть и порченый, мог так грубо и жестоко издеваться над народными обычаями и верованиями. Очевидно, тут дело не в порче, а в чем-то другом, более серьезном. Народная фантазия стала работать над разрешением загадки. Петр поехал за границу, — это так, но Петр ли вернулся из-за границы?..
В ответ на это одна из легенд обстоятельно рассказывала, что настоящий царь Петр погиб в немецкой земле, а вместо него немцы прислали на Русь кого-то другого, из своих, чтобы обусурманить православных. Вот как это случилось: «Когда государь, со своими боярами, ходил по немецким землям, то попал он в Стекольное царство (по народной географической терминологии так называлась Швеция — Стокгольмское царство). Это царство в то время держала девица, и та девица над государем ругалась, ставила его на горячую сковороду и, сняв со сковороды, велела его бросить в темницу. Однако чрез некоторое время стекольная царица, по случаю своих именин, выпустила Петра на свободу.
Царь пришел к боярам (которые сопровождали его в заграничном путешествии), но бояре перекрестясь сделали бочку, набили в нее гвоздей, да в ту бочку государя и положили и выкинули в море. Узнал про это хитрый немец, приехал на Русь и назвался Петром». Таким образом, заканчивала легенда, у нас на Руси царствует немчин-самозванец, а настоящий государь «в немцах, в бочку закован да в море пущен». […]
Противники преобразований не остановились и на немецком происхождении Петра и, если можно так выразиться, пошли еще дальше. Известно, что русское общество в 17 веке страдало своего рода болезнью, которую можно назвать латинобоязнью. Реформы Преобразователя, его решительный поворот в сторону еретического Запада и дали основание значительной части русского общества, особенно раскольникам, провозгласить Петра антихристом.
Петр Великий и отношение к нему современников. М., 1912. С. 10-13.