Жестокость форм революции
С. Лифарь
Тревожные вести приходили с юга, из Екатеринославской губернии: там «гулял» со своими бандами «батько» Махно, головорез из уголовных преступников, прикрывавшийся ярлыком анархиста. Ничтожный человек, игравший на самых низких страстях народных низов, Махно с невероятной жестокостью расправлялся с помещиками, евреями и с большевиками. Особенно доставалось евреям! Он их кастрировал, отрубал им головы, трупами их набивал целые поезда, отправляя эти поезда, как он говорил, «к Троцкому».
Страдные годы. С Дягилевым. Воспоминания. Киев, 1994. С. 49.
С. Мельгунов
Максим Горький в брошюре «О русском крестьянстве» упрощенно ответил: «Жестокость форм революции я объясняю исключительно жестокостью русского народа». Трагедия русской революции разыгрывается в среде «полудиких людей». «Когда в «зверстве» обвиняют вождей революции — группу наиболее активной интеллигенции — я рассматриваю это обвинение как ложь и клевету, неизбежные в борьбе политических партий или — у людей честных — как добросовестное заблуждение». «Недавний раб, — заметил в другом месте Горький, — стал самым разнузданным деспотом, как только приобрел возможность быть владыкой ближнего своего».
Итак, русский писатель, не только сочувствующий русскому коммунизму, но и имевший с ним более прямые связи, снимает ответственность с творцов террористической системы и переносит ее на темноту народную. Спора нет, историческая Немезида, о которой так любят многие говорить, в том и состоит, что «над Россией тяготеет проклятие, налагаемое историей на всякую отсталую и развращенную страну», — как писали когда-то еще в «Черном переделе». Ни в одной стране с развитым чувством гражданственности не могло быть того, что было в России.
Но Горький сам, очевидно, того не понимая, произносит грозный обвинительный акт против демагогии властвующей ныне в России партии. Едва ли есть надобность защищать русского крестьянина, да и русского рабочего от клеветы Горького: темен русский народ, жестока, может быть, русская толпа, но не народная психология, не народная мысль творила теории, взлелеянные большевистской идеологией.
Красный террор в России. М, 1990. С. 7.