Женщина в крестьянской семье
А. Ефименко
Если род или семья поглощали личность мужчины, то тем более они поглощали личность женщины <…>. Почти всегда и везде женщина являлась только как член рода или семьи. Да надо сказать, что она и до сих пор сохраняет то же положение.
<…> Что родовые порядки не признают за женщиной никакого человеческого достоинства, показывают самые обычаи, обусловливающие заключение брачного союза. В старину <…> славяне добывали себе жен похищением. <…> Когда водворились более мирные порядки, такой способ заключения брачных союзов со всеми его неудобными последствиями сделался неуместным. Его сменила покупка жен, которая и до сих пор держится почти у всех славянских племен.
<…> В большинстве случаев цена на невест определяется обычаем, стесняющим проявления свободной конкуренции.
<…> В Моложском уезде Ярославской губернии плата за девушку бывает 20, 30, 40 рублей и более, смотря по средствам. В Шадринском уезде Пермской губернии отец жениха платит за невесту для сына 30-50 рублей и т. д. Чем выше цена, тем больше чести для девушки, и о величине платы тотчас провозглашается по всей деревне. В некоторых юго-восточных степных губерниях плата за невесту определяется простою конкуренцией: кто больше даст кладки, за тем и остается девушка. Если уж ей чересчур противен покажется ее суженый, и она, паче чаяния, заявит какой-либо протест, то ее выталкивают просто-напросто в шею <…>. Семья так твердо верит в непреложность своих прав на личность девушки, что ни слезы несчастной, ни угрозы сжить себя со света не имеют никакого влияния на решение. Сделка заключена, деньги получены, чего же еще? Ведь и корова, которую ведут со двора, может заартачиться в воротах, так неужто ж нарушать из-за этого сделку?
<…> Да, надо быть очень развращенным, чтоб уважать то, что можно купить, чтоб уважать человеческое достоинство в товаре, в вещи, которую всегда можно получить в обмен на известную сумму денег или вещей. Славянин, человек вовсе не хитроумный, прямо и просто смотрит на дело. Купил, ну и, значит, властен делать, что хочу: хочу с кашей ем, хочу — с маслом пахтаю. А то еще захотели какого-то уважения.
<…> Чем беднее и невежественнее масса, тем последовательнее проводится грубая практика супружеских отношений, проводится до того строго, что, наконец, низводит жену на степень животного, которое работает что есть сил и за все получает только постоянные жестокие побои от своего господина.
Женщина в крестьянской семье // В сб.: Исследования народной жизни. М, 1884. С. 51, 69-73, 87.